Словарь по христианству В ВОЛЯ К ВЛАСТИ

ВОЛЯ К ВЛАСТИ

ВОЛЯ К ВЛАСТИ – центральное понятие философии жизни немецкого мыслителя Фридриха Вильгельма Ницше (1844–1900 гг.), используемое им для обозначения принципа объяснения всего совершающегося в мире как таковом; его субстанциональной основы и фундаментальной движущей силы. Это то, с помощью чего всё, в конечном счёте, должно быть истолковано, и к чему всё должно быть сведено. Понятие «воля к власти» оказало значимое влияние на философскую мысль XX в. (и до сих пор оказывает, в том числе и потому, что сам Ницше не особо заботился объяснить, что же всё-таки под ним понимал); оно подверглось беспрецедентной вульгаризации, фальсификации и идеологизации. Исследователи также отмечают, что в том виде, в каком книга «Воля к власти» предстала перед читающим миром, она не была выполнена самим автором, а представляла собой обработку подготовленных им планов и материалов, осуществлённую уже после его смерти сотрудниками Архива Ницше в Веймаре под руководством его сестры Элизабет Ферстер-Ницше. Именно поэтому вопрос об аутентичности текста и по сей день остаётся открытым и составляет предмет специального рассмотрения. Тем не менее, исследователи отмечают ряд интересных и малоизвестных деталей. Так, известный  исследователь творчества Ницше – профессор Карл Шлехта в своём выдающемся издании работ философа под названием «Nietzsches Werke in Drei Bande» (Munich, 1958) использовал вместо одиозного названия «Воля к власти» вполне нейтральное «Из неопубликованных работ 1880-х годов», выступив тем самым в знак протеста против вопиющих издательских вольностей, с которыми отнеслась к наследию философа его сестра и люди из Архива Ницше. Он полагал, в частности, что эти поздние заметки очень трудно упорядочить хронологически, т.к. они не имеют точной датировки в рукописях самого Ницше и таким образом, строго говоря, в них нет как таковой книги под названием «Воля к власти». И, тем не менее, в этом огромном количестве неопубликованных фрагментов очень многие посвящены разработке и прояснению именно данного понятия – «воля к власти». Сколько бы ни упрекали Э. Ферстер-Ницше (а упрекать действительно есть за что) за использование словосочетания «воля к власти» в качестве названия для этих посмертно опубликованных фрагментов, у неё всё же были для этого некоторые основания. «Воля к власти» и в самом деле было одним из рабочих названий той книги, которую Ницше планировал подготовить в конце жизни, и вряд ли расхождение между названием и содержанием подборки афоризмов здесь больше, чем в тех работах, которые он публиковал сам. История формирования данного понятия восходит к концу 1880 гг., когда философ надеялся написать систематически целостный, завершающий все его искания труд. Тем не менее, Фридрих Ницше принципиально отказался от систематического изложения своей философии, поскольку систематизатор всегда обобщает то, что сделано, а его философия шла «на прорыв». В «Сумерках идолов» Ф. Ницше писал: «Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности». Фридрих Ницше считал, что есть более высокое единство мысли и понимания, чем то, что полагается разумом в тотальности системы: это единство озарения и жеста в «танце мысли», разворачивающемся на сцене афористического письма. Лишь в этом единстве жеста могут быть схвачены и поняты все основные движения мысли философа: «воля к власти», жизнь, становление, переоценка всех ценностей, телесность, «вечное возвращение» того же самого. Поэтому его последнее сочинение «Воля к власти» изначально асистемно, собрано и составлено из афоризмов уже после того, как в 1889 г. он не смог (или не захотел, как его Заратустра) спуститься с высот своего духовного восхождения и в кромешном одиночестве своего безумия стал недоступен пониманию. Наиболее интенсивные творческие усилия философа на протяжении последних лет (когда он был ещё психически здоров) были связаны именно с анализом воли к власти – этой дерзкой и во многом претенциозной идее, на которую Ф. Ницше, тем не менее, возлагал большие надежды – использовать её в качестве несущей конструкции, понятия, с помощью которого можно было бы объединить, систематизировать и интегрировать все остальные идеи его философии. Более того, он намеревался с его помощью радикально изменить всю тогдашнюю философию и науку. Таким образом, именно в воле к власти Ф. Ницше увидел своего рода ключ к пониманию и собственной философии, и мира в целом. Как и в послеромантический период, он вновь много занимается естествознанием и, в частности, теорией английского естествоиспытателя Чарльза Роберта Дарвина (1809–1882 гг.). Считая жизнь конечной целью всех человеческих стремлений, он отождествляет её с ростом, подъёмом, увеличением мощи, борьбой и т.п., хотя и не приемлет дарвиновской идеи цели и отрицает прогресс, особенно применительно к человеческому обществу, считая, что последнее, наоборот, быстрым и решительным шагом идёт в направлении вырождения.

 



 
PR-CY.ru