Словарь по христианству В ВОЛЯ - Страница 3

ВОЛЯ - Страница 3

Исследованиями доказано, что на механизмах волевого воздействия и усилия огромную роль играет система речевых сигналов: работы Льва Семёновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева (1903–1979 гг.), Александра Романовича Лурии (1902–1977 гг.). Воля тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека. Отсюда следует, что она представляет собой самостоятельную форму психической жизни человека. В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к различным формам реагирования человека на внешние и внутренние значимые сигналы, воля, в противовес, препятствует чрезмерной генерации эмоционального возбуждения, способствует удержанию начального выбранного направления. Но волевое поведение также может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счёт удовлетворения потребности преодоления самих препятствий. Поэтому наиболее продуктивной деятельностью человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения. Воля тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека. Отсюда следует, что она представляет собой самостоятельную форму психической жизни человека. Но это неверно с точки зрения логики, в частности, смысловой нагрузки: из тесной связи воли с действиями, сознанием и эмоциями человека вытекает её неотъемлемость в структуре психики человека, но никак не самостоятельность. Воля также рассматривается как психическая функция, заключающаяся в способности индивида к сознательному управлению своей психикой и поступками в процессе принятия решений для достижения поставленных целей. Положительные качества воли, проявления её силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам исследователи часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание, целенаправленность, выдержку, инициативность, смелость и др. Понятие «воля» очень тесно связано с понятием «свобода». Во-первых, воля – это общее, что побуждает к любому действию, т.е. осознаваемое желание. При этом исследователи отмечают, что воля не совсем есть желание. Так, американский экзистенциальный психолог и психотерапевт Ролло Рис Мэй (1909–1994 гг.) писал: «Это только половина истины сказать, что воля есть продукт желания; … желание никогда не проявится в полную силу, кроме как совместно с волей». Во-вторых, исследователи рассматривают волю как нечто, что позволяет человеку, наоборот, управлять своими желаниями, воплощать их в действительность. В-третьих, воля – это то, для чего нет точного определения. Воля – это сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели… Она необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления. Рассмотрение воли в таком ракурсе близко к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который «применяет» волю, должен как бы оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия. В более общем понимании воля представлена у советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889–1960 гг.). Он пишет: «Действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, – это и есть волевые действия». Данное определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Для исследователей также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают (по крайней мере, в сознании субъекта), субъект сознательно полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер. В деятельности всегда имеет место воля. Ф.Н. Ильясов волю определяет как «способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка». В постмодернизме понятие воли переосмыслено в контексте общей постмодернистской установки на видение процессуальности как самоорганизации – вне внешнего принудительного причинения. Философ Поль де Ман (1919–1983 гг.) считал: «То, что Ницше, вслед за Шопенгауэром, называет “Волей”, – это по-прежнему объект, сознание, способность знать, что оно может и чего не может позволить, способное знать своё собственное воление.

 



 
PR-CY.ru