ВОЛЯ - Страница 2

В структуру волевого акта входят принятие решения, предполагающее осуществление выбора в контексте борьбы мотивов и содержательно совпадающее с формулировкой цели, и мобилизация усилий на его реализацию. Понятие «воля» имеет различные истолкования в истории философии и психологии. Связано это, прежде всего, с тем, что точного определения такому фундаментальному термину дать почти невозможно. Некоторые исследователи рассматривают волю как «силу», обусловленную извне через физические, психологические, социальные причины и даже через божественное определение. Другие считают, что воля – это внутренняя, заранее заложенная самополагающая сила. Например, в учениях волюнтаризма воля предстаёт как начальное, первичное основание всего мирового процесса, в частности, человеческой деятельности. Проблемы различия философских подходов к проблеме изучения и понимания воли попытались найти своё отражение в психологических теориях воли. Исследователи разделяют их на две основные группы. Первая («автогенетическая») рассматривает волю как специфическую, не сводимую к каким-либо другим процессам способность, что нашло отражение в работах Вильгельма Максимилиана Вундта (1832–1920 гг.), Нарцисса Каспара Аха (1871–1946 гг.), И. Линдворски и др. Вторая («гетерогенетическая») теория определяет волю как нечто вторичное: Герман Эббингауз (1850–1909 гг.) и др. Данная способность является продуктом каких-либо других психических факторов и явлений. В данном случае воля выполняет функцию мышления, представления или чувства: работы Иоганна Фридриха Гербарта (1776–1841 гг.), Христиана Фон Эренфельса (1859–1932 гг.), Эрнста Мёймана (1862–1915 гг.) и др. Немецкий психолог Людвиг Ланге (1825–1885 гг.) считал, что феномен воли фундирован индивидуальным когнитивным тезаурусом субъекта, артикулирующим объективную по содержанию информацию в свете её субъективного смысла, и тесно связан с феноменом установки, т.е. предрасположенности субъекта к тому или иному комплексу действий, который обусловливает скорость реагирования на предъявленную ситуацию. Нарцис Каспар Ах считал, что воля формирует психологическое состояние готовности, детерминирующее степень и направленность активности различных психических процессов, грузинский советский психолог и философ Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 – 1950 гг.)  характеризовал её конституирующей комплексной «модификацией субъекта» как основы его целесообразной избирательной активности, а социальная психология и социология после У. Томаса и Ф. Знанецкого ввела в научный обиход понятие социальной установки и характеризовала волю как феномен, задающий субъективную ориентацию индивида на те или иные социальные ценности. Советская психология, основываясь на диалектическом и историческом материализме, трактовала понятие воли в контексте общественно-исторической обусловленности. Основным направлением изучения феномена воли здесь было изучение филогенеза и онтогенеза происходящих из воли действий и высших психических функций (развитие получили также «школы по теории установки», основанные на исследованиях Д.Н. Узнадзе). Лев Семёнович Выготский (1896–1934 гг.) показал, что произвольный характер действия человека есть результат опосредования взаимоотношений индивидуума, среды орудиями и знаковыми системами. Так, в процессе развития психики ребёнка первоначальные процессы восприятия и памяти приобретают произвольный характер, и в дальнейшем становятся саморегулируемыми. Параллельно с этим развивается способность к удержанию цели действия (всё это и приводит к развитию психической системы человека). В современности проблема воспитания воли имеет большое значение для педагогики. В связи с этим разрабатываются различные методики, имеющие цель в тренировке способности поддержания усилий для достижения цели. Поскольку воля неразрывна с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования как личности, считается, что характер совместно с интеллектом является основой волевых процессов. В некотором роде воля – это психическая деятельность, а также – рефлекторный процесс. Предпосылки развития воли и волевого поведения исследователи советуют искать у животных, поскольку каждое животное имеет врождённую реакцию, для которой стимулом служит ограничение движений. Таким образом, воля как активность, связанная с потребностью в преодолении преград, обладает самостоятельностью по отношению к мотивам, изначально создавшим данное поведение. Специфические действия некоторых лекарственных веществ на организм и «силу» воли позволяют говорить о наличии определённого мозгового аппарата, реализующего рефлекс «свободы».

 



 
PR-CY.ru