ВОЛЬФ Христиан - Страница 3

Так, систематизация идей Лейбница обернулась «плоским теологизмом». В результате чего многие интересные идеи последнего оказались заменены упрощёнными метафизическими схемами, вульгаризировавшими саму лейбницевскую постановку вопросов. В результате философия Лейбница в интерпретациях Христиана Вольфа лишилась многих эвристических наработок. В частности, свою телеологию (целеполагие) Лейбниц пытался совместить с идеей механической причинности, которая носила у него глубоко имманентный характер. В варианте же Вольфа телеология предстала как поиск внешних целей, главной и последней среди которых провозглашалась полезность  всех вещей человеку, который, в свою очередь, мыслился Вольфом как предназначенный Богом для того, чтобы почитать Его как Творца всех вещей. Всю свою философию он разделил на теоретическую и практическую части, дав тем самым впервые чёткое различие между теоретическим и эмпирическим знанием. В свою очередь, его теоретическая философия, будучи наукой обо всех возможных предметах (насколько они «возможны») и исследующей их взаимосвязи, причины и основания, распадается на логику и метафизику. Будучи рациональной теоретической наукой, метафизика, по Вольфу, состоит из онтологии, космологии, психологии и естественной теологии. В состав практических наук он внёс этику, экономику, естественное право и политику. Наиболее разработанной в его системе явилась онтология, в которой больше всего чувствовалось влияние Лейбница (а также Декарта). Следуя, в целом, основным идеям своего немецкого предшественника в области космологии, Вольф, тем не менее, отказался от его монадологии и внёс некоторые изменения в его учение о «предустановленной гармонии», отдавая предпочтение декартовскому психофизическому дуализму и механицизму. В области этики и политики Вольф был сторонником естественной морали и теории естественного права. Центральное место во всей системе Вольфа занимала его естественная теология или учение о Боге, поскольку только Бог является самостоятельным и необходимым существом. Всё остальное, согласно Вольфу, – лишь Его творения, не обладающие такой самостоятельностью. Несмотря на ряд присущих ей методологических недостатков, философия Вольфа оказала существенное влияние на развитие теоретической мысли в Германии, став чуть ли не единственным руководством по изучению университетских философских курсов вплоть до возникновения философского учения И. Канта, назвавшего своего предшественника «величайшим из всех догматических философов». Имя Вольфа тесно связано и с историей зарождения Петербургской академии наук. Первое известие о намерениях Петра I (1689–1725 гг.) основать в Россия академию находятся в переписке Вольфа, с которым государь советовался по этому предмету (см. изданная академией наук «Bгief vоn Christian Wolff ans den Jahren 1719–1753», Спб., 1860). Замечательно, что, по мнению Вольфа, для России было бы легче и полезнее основать вместо академии университет, т.к. (писал он в 1723 г. первому президенту Петербургской академии наук Лаврентию Лаврентиевичу Блюментросту), скорее, можно отыскать способных наставников, чем учёных, приобретших известность своими трудами. Если же настаивать на учреждении именно академии, то может то же случиться, что случилось уже с Берлинской, которая в учёном мире известна только по имени. Но это предложение Вольфа не встретило сочувствия в Петербурге, откуда усердно приглашали самого Вольфа занять место во вновь учреждаемой академии. Переписка об этом длилась довольно долго, но, тем не менее, кончилась неудачно. Вольф постоянно уклонялся от этого предложения под разными предлогами (из одного письма его прямо видно, что он опасался найти в России условия ещё менее благоприятные для свободного исследования, чем в Германии). Когда Вольф решительно отказался приехать в Петербург, то его просили содействовать приглашению других учёных. Это поручение было выполнено им с величайшей добросовестностью. Благодаря его непосредственному и весьма деятельному содействию, были приглашены в академию такие силы, как Николай (1695–1726 гг.) и Даниил Бернулли (1700–1782 гг.), которые с первых же годов существования академии поставили её в один ряд с западноевропейскими учреждениями этого рода. Эти несомненные и немаловажные заслуги давали ему особые права на звание почётного члена академии. В истории русского Просвещения имя Христиана Вольфа должно быть ещё отмечено как учителя М.В. Ломоносова, который впоследствии руководствовался сочинениями Вольфа при преподавании, перевёл его физику, а в своём риторическом учебнике («Краткое руководство к красноречию» Спб., 1748) заимствовал у него параграфы «О сопряжении простых идей» и об «Изобретении доводов». Лит: Шпет Г. История как проблема логики. М., 1916; Жучков В.Л. Немецкая философия эпохи раннего просвещения. М., 1989, гл. 3; Христиан Вольф и русское вольфианство. – В кн.: Философский век. Альманах 3. СПб., 1998.



 
PR-CY.ru