ВОЛЬФ Христиан - Страница 2

Вторжение короля Швеции Карла XII (1682–1718 гг.) в Саксонию (1706 г.) вынудило Вольфа оставить Лейпциг (он был приглашён, по рекомендации Лейбница, на кафедру математики и естествознания в Халле). Завистники и противники его учения, в особенности партия богословов, с профессором богословия Иоахимом Ланге (1670–1744 гг.) во главе, обвинили Вольфа в вероотступничестве и лжеучительстве (поводом к тому послужила его речь «Dе рhilоsорhiа Sinеnsium morali» и учение о свободе). Донос на Вольфа вызвал гнев прусского короля Фридриха Вильгельма I (1688–1740 гг.), который повелел (в 1723 г.) отрешить Вольфа от должности. Кроме того, он должен был (под страхом смертной казни) оставить в 24 часа Лейпциг и в два дня – пределы Пруссии. Изгнанный философ был радушно принят в Касселе и получил кафедру при Марбургском университете, где его лекции посещал М.В. Ломоносов (а профессор неоднократно вытаскивал его из неприятных ситуаций и погашал его долги). Гонение оказало Вольфу даже услугу, т.к. теперь спор о его философской системе сделался всеобщим, и вся Германия распалась на два лагеря – приверженцев и противников его учения. Из-за границы Вольф получил множество лестных предложений (из Лондона, Стокгольма, Парижа), но отклонил их. Между тем его процесс разбирался особо назначенной для того (заседавшей в Берлине) комиссией, которая не нашла в учении Вольфа ничего предосудительного. Это благоприятное решение (в связи с восшествием на прусский престол Фридриха II, очень ценившего Вольфа) позволило ему вернуться, и вскоре он был назначен вице-канцлером университета в Халле и профессором естественного и международного права. В 1743 г. Вольф был назначен канцлером университета, а в 1745 г. возведён в имперское баронское достоинство. Его заслуги не в великих или блестящих открытиях в области философии, а в систематизации её метода, на которую Христиан Вольф первый обратил внимание. Находясь под влиянием идей Декарта (Картезия; 1596–1650 гг.), Бенедикта Спинозы (1632–1677 гг.), отчасти Джона Локка и, главным образом, Лейбница, Вольф всю жизнь с невероятным педантизмом разрабатывал всеобъемлющую систему философии. Строго математический метод, применённый им в преподавании философии, внёс порядок, ясность и точность в науку философии и имел благотворное влияние, дисциплинируя умы слушателей. С другой стороны, философия Вольфа не была свободной от крупных недостатков: она отличается чрезвычайной сухостью и односторонностью. Занимаясь преимущественно популяризацией гипотез и идей Лейбница, Вольф ослаблял категоричность теорий учителя, что в особенности отразилось на его изложении учения Лейбница о монадах. Вскоре полный одушевления критицизм Иммануила Канта (1724–1804 гг.) окончательно устранил и заставил забыть сухую догматику Христиана Вольфа. Но для своего времени, трезвая и широко распространённая философия Вольфа оказала громадную услугу – как противовес в борьбе с пиетизмом и мистицизмом. Количество его сочинений и захватываемая ими область чрезвычайно значительны. Вольф разрабатывал все отрасли математических и философских наук в двойном ряде сочинений: подробно – на латинском и сокращённо – на немецком языке; кроме того, он много писал по отдельным вопросам физики, математики и философии (одни систематические сочинения его по главным отделам философии занимают 22 тома). Главное произведение Вольфа – «Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка» (в русском переводе: «Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды»; Спб., 1765). Хорошо известна также «Вольфианская экспериментальная физика с немецкого подлинника на латинском языке сокращённая, с которого на российский язык перевёл Михайла Ломоносов. Императорской академии наук член и химии профессор. В Санкт-Петербурге при Императорской академии наук 1746 г.» (книга издана по распоряжению Сената, 2 изд. Спб., 1760 г., с приложением физико-математических статей самого М.В. Ломоносова). По форме изложения свой системы Вольф следовал «Этике» Б. Спинозы, излагая свою дедукцию в строго геометрической форме: одна за другой здесь следуют аксиомы, теоремы, схолии, королларии и т.п. Выработанная им философская система была первой в Германии. Она охватывала, по сути, все отрасли знания того времени (как теоретического, так и практического). Все компоненты собственной теоретической системы Вольф пытался рационально обосновать, классифицировать, дефинировать и дедуцировать, заслужив тем самым авторитет родоначальника «духа научной основательности в немецкой философии» (Кант), однако эта основательность давалась ценой самого несносного педантизма.

 



 
PR-CY.ru