ВОЛЬФ Христиан

ВОЛЬФ Христиан (1679–1754 гг.) – немецкий мыслитель, философ и математик, с именем которого связано начало Просвещения в немецкой философии, популяризатор идей Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716 г.), основатель первой философской школы в Германии и системы немецкого рационализма, подвижник внесения широких знаний в народ. Родился Вольф в Бреславле, в семье простого ремесленника, изучал в Йене сначала богословие, потом математику и философию. Его примечания к сочинению Эренфрида Вальтера фон Чирнгаузена (1651–1708 гг.) «Medicina mentis» обратили на себя внимание Лейбница. В 1706 г. Вольф становится профессором в г. Халле, где читал лекции по всем разделам философии и исключительно на немецком языке, что в те времена было большой редкостью. Он положил начало немецкой философской терминологии (не случайно считается, что именно Вольф положил начало немецкоязычной системе философских понятий). Более того, почувствовав большие спекулятивные возможности немецкого языка, он провёл глобальную терминологическую реформу; обладая незаурядным систематическим даром, Вольф адаптировал идеи великих мыслителей XVII в. для нужд университетского образования. В Халле Вольф основал первый немецкий научный журнал. По сравнению с протестантскими богословами тогдашней Германии он был свободомыслящим философом и поборником идей рационализма, играл ведущую роль в немецком Возрождении, опираясь на идеи Аристотеля, стоиков и схоластов. Его ученики (Александр Готлиб Баумгартен, Фридрих Христиан Баумейстер и др.) занимали кафедры философии почти во всех немецких университетах и создали ряд классических учебников, по которым многие поколения студентов усваивали азы новоевропейской метафизики. Вольфианство в 1720–1740 гг. стало самым значительным философским движением в Германии. Однако у Вольфа было немало противников, среди которых выделялись так называемые «эклектики». В столкновении вольфианцев и эклектиков и развивалась немецкая философия эпохи Просвещения. Эклектики (Хр. Томазий, И.Ф. Будде, И.Г. Вальх, Хр. А. Крузий, И.Г.Г. Федер, К. Мейнерс и др.) сочетали теологическую ангажированность (в основном идеями пиетизма – радикального движения в лютеранстве) с приверженностью методологии и «здравому смыслу», с позиций которого они атаковали экстравагантную вольфовскую гипотезу «предустановленной гармонии», унаследованную им от Лейбница. Поначалу вольфианцы отбивали эти атаки, но постепенно более «здравые» теории эклектиков стали брать верх. В 1750 гг. влияние Вольфа резко сокращается. Наступил период неопределённости и относительного равновесия различных школ. В это время в Германии начинается бум переводческой деятельности. С подачи прусского короля Фридриха II Великого (1712–1786 гг.), увлечённого идеями парижских просветителей (Вольтера, Руссо, Ламетри и др.), возникает мода на материализм и свободомыслие. Французские же мыслители (многие из которых переехали в Берлин и получили посты в Королевской академии наук) пропагандировали в Германии теории британских философов – Джона Локка (1632–1704 гг.), Фрэнсиса Хатченсона (1694–1747 гг.), Дэвида Юма (1711–1776 гг.) и др. В результате в 1750–1760 гг. в Германии сформировалась среда, исключительно насыщенная философскими идеями, которая не могла не стать основой для масштабных системных построений самого разного толка. В сфере методологических изысканий особых успехов достиг автор «Нового органона» (1764 г.) Иоганн Генрих Ламберт (1728–1777 гг.), а Иоганн Николас Тетенс (1736–1807 гг.) создал один из самых утончённых в истории новоевропейской метафизики трактат по философии сознания и антропологии – «Философские опыты о человеческой природе и её развитии» (1777 г.). В аналитическом ключе пытаясь решить загадки сознания, Тетенс пришёл к вводу, что оно возникает из самопроизвольной активности души при смене ментальных состояний. Эта творческая активность является исключительной особенностью человека. Её наличие объясняет появление из чувства, в котором она тоже скрыто присутствует, высших душевных способностей, таких как разум и свободна воля. Эта активность проявляется также в постоянном стремлении людей к развитию. Человека, по Тетенсу, можно определить как существо, которое способно совершенствоваться. Однако воздействие его идей на последующую мысль было не очень большим. Вольф впервые употребил термин «дуализм» в философском смысле. Первый самостоятельный труд Вольфа «De philosophia practica universali, methodo mathematica conscripta» (1703 г.) доставил ему право читать лекции по математике и философии в Лейпцигском университете. Вслед затем он напечатал несколько сочинений по разным отделам математики, прославивших его далеко за пределами Германии.

 



 
PR-CY.ru