ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, виртуальное, виртуальность - Страница 3

Информационные супермагистрали и виртуальная реальность еще не стали общекультурными практиками, но обладают гигантским потенциалом для порождения иных культурных идентичностей и моделей субъективности – вплоть для сотворения постмодерного субъекта. В отличие от автономного и рационального субъекта модерна, этот субъект нестабилен, популятивен и диффузен. Он порождается и существует только в интерактивной среде. В постмодерной модели субъективности такие различия, как «отправитель – реципиент», «производитель – потребитель», «управляющий – управляемый» теряют свою актуальность. Для анализа виртуальной реальности и порождаемой ею культуры модернистские категории социально-философского анализа оказываются недостаточными. Обретение понятием «виртуальная реальность» философского статуса было обусловлено осмыслением соотношения трёх очевидных пространств бытия человека: мира мыслимого, мира видимого и мира объективного (внешнего). В современной философии (в особенности последние десять-пятнадцать лет XX в.) виртуальная реальность рассматривается: а) как концептуализация революционного уровня разви¬тия техники и технологий, позволяющих открывать и создавать новые измерения культуры и общества, а также одновременно порождающих новые острые проблемы, требующие критического осмысления; б) как развитие идеи множественности миров (возможных миров), изначальной неопределённости и относительности «реального» мира. Технически конструируемая при помощи компьютерных средств интерактивная среда порождения и оперирования объектами, подобными реальным или воображаемым, на основе их трёхмерного графического представления, симуляции их физических свойств (объём, движение и т.д.), симуляции их способности воздействия и самостоятельного присутствия в пространстве. Виртуальная реальность предполагает также создание средствами специального компьютерного оборудования (специальный шлем, костюм и т.п.) эффекта (отдельно, вне «обычной» реальности) присутствия человека в этой объектной среде (чувство пространства, ощущения и т.д.), сопровождающегося ощущением единства с компьютером (ср. «виртуальная деятельность» у Анри Луи Бергсона, «виртуальный театр» у Антонена Арто, «виртуальные способности» у Алексея Николаевича Леонтьева). Существенное изменение содержания и увеличение объёма понятия «виртуальная реальность»  осуществил создатель и владелец фирмы, освоившей выпуск персональных компьютеров, обладавших возможностью создания интерактивного стереоскопического изображения Жан Ланье. Термин «виртуальный» используют как в компьютерных технологиях (виртуальная память), так и в других сферах: квантовой физике (виртуальные частицы), в теории управления (виртуальный офис, виртуальный менеджмент), в психологии (виртуальные способности, виртуальные состояния) и т.д. Самобытная «философия виртуальной реальности» (это важная и принципиальная её особенность) была первоначально предложена не профессиональными философами, а инженерами-компьютерщиками, общественными деятелями, писателями, журналистами. Первые идеи виртуальной реальности оформились в самых различных дискурсах. Концепция и практика виртуальной реальности имеют довольно разнообразные контексты возникновения и развития: в американской молодёжной контркультуре, компьютерной индустрии, литературе (научная фантастика), военных разработках, космических исследованиях, искусстве и дизайне. Принято считать, что идея виртуальной реальности как «киберпространства» («cyberspace») впервые возникла в знаменитом фантастическом романе-техноутопии «Neuromancer» Уильяма Гибсона, где киберпространство изображается как коллективная галлюцинация миллионов людей, которую они испытывают одновременно в разных географических местах, соединённые через компьютерную сеть друг с другом и погружённые в мир графически представленных данных любого компьютера. Однако У. Гибсон считал свой роман не предсказанием будущего, а критикой настоящего. Киберпространство, управляющие им безликие суперкорпорации, отчуждение технологий, созданный пластической хирургией идеальный человек, подключённый к киберпространству через мозг и нервную систему – это аллегория социального и культурного террора по отношению к реальному человеку – современнику писателя.

 



 
PR-CY.ru