ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, виртуальное, виртуальность - Страница 2

Становление монисти¬ческой «научной картины мира», заменившей божественные закономерности на «законы природы», означало постулирование одной реальности («природной») при сохранении общекосмического статуса virtus как особой, всепроникающей силы. (Этим обстоятельством были, в частности, фундированы дискуссии о соотношении науки и религии, науки и мистики, о природе и горизонтах магического.) «Виртуальная реальность» в постклассической науке – понятие, посредством которого обозначается совокупность объектов следующего (по отношению к реальности низлежащей, порождающей их) уровня. Эти объекты онтологически равноправны с порождающей их «константной» реальностью и автономны; при этом их существование полностью обусловлено перманентным процессом их воспроизведения порождающей реальностью – при завершении указанного процесса объекты виртуальной реальности исчезают. Категория «виртуальности» вводится через оппозицию субстанциальности и потенциальности: виртуальный объект существует, хотя и не субстанциально, но реально; и в то же время – не потенциально, а актуально. Виртуальная реальность суть «недовозникающее событие, недорождённое бытие» (С.С. Хоружий). В современной философской литературе подход, основанный на признании полионтичности реальности и осуществляющий в таком контексте реконструкцию природы виртуальной реальности, получил наименование «виртуалистика» (Николай Александрович Носов, Сергей Сергеевич Хоружий). Согласно распространённой точке зрения, философско-психологическую концепцию виртуальной реальности правомерно фундировать следующими теоретическими посылками: 1) понятие объекта научного исследования необходимо дополнить понятием реальности как среды существования множества разнородных и разнокачественных объектов; 2) виртуальную реальность составляют отношения разнородных объектов, расположенных на разных иерархических уровнях взаимодействия и порождения объектов – виртуальная реальность всегда порождена некоторой исходной (константной) реальностью; виртуальная реальность относится к реальности константной как самостоятельная и автономная реальность, существуя лишь во временных рамках процесса её (виртуальной реальности) порождения и поддержания её существования. Объект виртуальной реальности всегда актуален и реален. Виртуальная реальность способна порождать иную виртуальную реальность следующего уровня. Для работы с понятием виртуальной реальности необходим отказ от моноонтического мышления (постулирующего существование только одной реальности) и введение полионтической непредельной парадигмы (признание множественности миров и промежуточных реальностей), которая позволит строить теории развивающихся и уникальных объектов, не сводя их к линейному детерминизму. При этом «первичная» виртуальная реальность способна порождать виртуальную реальность следующего уровня, становясь по отношению к ней «константной реальностью. И так «до бесконечности»: ограничения на количество уровней иерархии реальностей теоретически быть не может. Предел в этом случае может быть обусловлен лишь ограниченностью психофизиологической природы человека как «точки схождения всех бытийных горизонтов» (С.С. Хоружий). Проблематика виртуальной реальности в статусе самоосознающего философского направления конституируется в рамках постнеклассической философии 1980–1990 гг. как проблема природы реальности, как осознание проблематичности и неопределенности последнего, как осмысление как возможного, так и невозможного в качестве действительного. Так, французский социолог, культуролог и философ-постмодернист Жан Бодрийар (1929–2007 гг.), оперируя с понятием «гиперреальность», показал, что точность и совершенство технического воспроизводства объекта, его знаковая репрезентация конструируют иной объект – симулякр, в котором реальности больше, чем в собственно «реальном», который избыточен в своей детальности. Симулякры как компоненты виртуальной реальности, по Ж. Бодрийяру, слишком видимы, слишком правдивы, слишком близки и доступны. Согласно Бодрийару, гиперреальность абсорбирует, поглощает, упраздняет реальность. Социальный теоретик М. Постер, сопоставляя феномен виртуальной реальности с эффектом «реального времени» в сфере современных телекоммуникаций (игры, телеконференции и т.п.), отмечает, что происходит проблематизация реальности, ставится под сомнение обоснованность, эксклюзивность и конвенциональная очевидность «обычного» времени, пространства и идентичности. Он фиксирует конституирование симуляционной культуры с присущей для неё множественностью реальностей.

 



 
PR-CY.ru