ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм

ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм (1848–1915 гг.) – немецкий философ, один из классиков историко-философской науки, основатель и видный представитель Баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Лейпцигском (1870–1876 гг.), Цюрихском (1876 г.), Фрейбургском (1877–1882 гг.), Страсбургском (1882–1903 гг.) и Гейдельбергском (1903–1915 гг.) университетах. Основные труды: «История древней философии» (1888 г.), «История новой философии» (в двух томах, 1878–1880 гг.), «О свободе воли» (1904 г.), «Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия» (1909 г.) и др. Имя Виндельбанда ассоциируется, прежде всего, с возникновением Баденской школы неокантианства, которая наряду с другими направлениями этого движения (Марбургская школа и др.) провозгласила лозунг «Назад к Канту», положив тем самым начало одному из главных течений в западноевропейской философии последней трети XIX – начала XX вв. Круг проблем, рассматривавшихся философами этой школы, чрезвычайно велик. Тем не менее, доминирующим вектором её развития исследователи считают попытки трансцендентального обоснования философии. В отличие от Марбургской версии неокантианства, ориентировавшейся, главным образом, на поиски логических оснований так называемых точных наук и связанной с именами Германа Когена (1842–1918 гг.) и Пауля Герхарда Наторпа (1854–1924 гг.), баденцы (во главе с Виндельбандом) акцентировали роль культуры и сконцентрировали свои усилия в деле обоснования условий и возможностей исторического познания. Заслугой Виндельбанда является попытка дать новое освещение и разрешение основным проблемам философии, и, прежде всего, проблеме её предмета. В статье «Что такое философия?», опубликованной в сборнике «Прелюдии. Философские статьи и речи» (1903 г.) и в книге «История новой философии» Виндельбанд специально разбирает этот вопрос, посвящая его прояснению пространный историко-философский экскурс. Он показывает, что в Древней Греции под понятием философии понималась вся совокупность знаний, однако в процессе развития самого этого знания из философии начинают выделяться самостоятельные науки, в результате чего вся действительность постепенно оказывается разобранной этими дисциплинами. Автор задаётся вопросами: что же в таком случае остается от старой всеобъемлющей науки, и какая область действительности остаётся на её долю? Отвергая традиционное представление о философии как науке о наиболее общих законах этой действительности, Виндельбанд указал на принципиально иной путь и новый предмет, обусловленный самим ходом развития культуры. Культурная проблема кладёт начало движению, лозунгом которого стала «переоценка всех ценностей», а значит, философия может продолжать существовать, по Виндельбанду, только как учение об «общезначимых ценностях». Виндельбанд пишет: «Она более не будет вмешиваться в работу отдельных наук..., она не настолько честолюбива, чтобы со своей стороны стремиться к познанию того, что они уже узнали и не находит удовольствия в компиляции, в том, чтобы из наиболее общих выводов отдельных наук как бы сплетать самые общие построения. У неё своя собственная область и своя собственная задача в тех общезначимых ценностях, которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценностей».

 



 
PR-CY.ru