ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - Страница 3

Вершиной философской мысли этого времени являются труды учёного-энциклопедиста, составителя естественнонаучных и филологических трактатов, полемиста и политика, историка и философа, автора риторических произведений Михаила Псёлла (1018 – около 1078, или около 1096 гг.) – выразителя нового гуманистического духа Византии, чьё наследие превосходит по объёму всё сочинённое в X–XI вв. Его «Всеобъемлющее учение» кратко суммирует философские идеи неоплатонизма. Он учит по Орфею, Зороастру, Аммону, Пармениду, Эмпедоклу, Платону, что не мешает ему писать богословские трактаты в самом «благонадёжном» духе. Обосновывая возможность разумного постижения «сущего и сверхсущего», Михаил Псёлл считает, что основным методом могут быть только математические, геометрические доказательства, по образцу которых строится бесконечная цепь логических умозаключений, служащих для познания мира вечных сущностей. По мнению исследователей, основой рационалистической струи в его сочинениях явилась ориентация на точное знание. В лице его ученика и последователя Иоанна Итала (около 1025 – после 1082 гг.) византийский рационализм нашёл более прямолинейного приверженца. Из его работ исследователям известны трактат по диалектике, комментарии к Аристотелю, сборник вопросов и ответов на общефилософские темы. Иоанн Итал пользовался огромной популярностью среди студентов, но в 1082 г. его учение было признано еретическим (осуждено специальным церковным постановлением). Итал был отстранён от преподавания и осуждён. Его ученик Евстратий Никейский (около 1050 – после 1117 гг.) прославился как полемист и комментатор аристотелевской этики, физики и логики. «Муж, умудрённый в божественных и светских науках, превосходящий в искусстве диалектики стоиков и академиков», автор комментариев к «Никомаховой этике» и к части «Второй Аналитики» Аристотеля, он также был лишён епископского сана и осуждён. Монашество, в целом враждебно относившееся к светским наукам и философии, нашло своего выразителя в лице мистика и богослова Симеона Нового Богослова (949–1022 гг.), который в своих «Поучениях» и «Гимнах» утверждал, что при постоянном совершенствовании внутренней способности созерцания человек может достичь высших ступеней нравственного совершенства, приобщиться к запредельному, трансцендентному миру, доступному лишь интуиции. Несмотря на то, что в XI–XII вв. его учение особой популярностью не пользовалось, о нём вспомнили в последующие столетия исихасты («священнобезмолвствующие»); тогда же его воспринял Запад. Симеон оказал известное влияние на философию экстаза в учении о восхождении форм Бонавентуры (около 1218 – 1274 гг.), а также немецкого богослова и философа Иоганна Экхарта (около 1260 – 1327 гг.). Полемике с «Первоосновами теологии» Прокла посвятил специальный трактат Николай Мефонский (после 1100 – 1160/1166 гг.), а Никифор Влеммид (1197 – около 1269 гг.) составил пособия по логике и физике. В целом аристотелевская логика и платоновская метафизика были восприняты византийской философией эпохи императоров Комнинов. XIII–XV века принято называть «Возрождением Палеологов», отблеск которого ложится и на западное Возрождение. В этом процессе культурного расцвета слабее всего выражены христианские мотивы. Умирающая Византия оплодотворит Запад эллинским духом, Платоном, Плотином, Аристотелем. Происходит неожиданный возврат к философским вопросам, казалось бы, уже преодолённым в патриотическом богословии. К литераторам этого времени исследователи относят византийских интеллектуалов Феодора Метохита (1270–1332 гг.), Георгия Гемиста Плифона (около 1360 – 1452 гг.), Димитрия Кидониса (1324–1398 гг.), Николая Кавасилу (1322 – 1397/1398 гг.), Алексея Макремволита (ум. между 1349 и 1353 гг.) и др. Центральной фигурой эпохи «Палеологовского Возрождения» считается ученый-энциклопедист, оставивший обширное литературное наследие, – Феодор Метохит. Причисляя себя к традиции платонизма, он не отрицал, однако, и громадного значения Аристотеля (особенно в области физики, логики, теории искусства, технологии, методологии, науки о животных и др.). Связующим звеном между Византией и Западом в канун падения империи оказывается не общее христианское наследие, а «неоязычество» основателя Платоновской Академии во Флоренции Георгия Гемиста Плифона. Это была расплата за «официальное богословие», за охранительный дух, восторжествовавший в византийском православии. Творчество первого византийского историографа Георгия Пахимера (1242 – около 1310 гг.), в целом сохранившее традиции средневекового провиденциализма, в то же время во многом близко по духу атмосфере Палеологовского гуманизма. Воплощением принципов поздневизантийского гуманизма в историографии исследователи считают «Ромейскую историю» крупнейшего учёного, философа и эрудита Никифора Григоры (начало 1290 гг. – около 1360 г.). В отличие от аристотелика Георгия Пахимера Никифор Григора следовал идеям Платона. Его христианский гуманизм исходит из примата божественного Провидения («пронии»), однако способность Промысла проникать в будущее не предопределяет тех или иных конкретных человеческих поступков, которые могут быть и дурными.

 



 
PR-CY.ru