ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - Страница 2

Логика представлялась, скорее, инструментом философии, чем её особой сферой. Философия, будучи тесно связанной с богословием, тем не менее, им не замещалась: так, вводная часть основного сочинения Иоанна Дамаскина («Источник знания») – это «Философские главы», а «Исповедание веры» выделено в самостоятельный раздел. В X в. его сочинения переводятся на Руси, в XII в. – на Западе. В своих построениях Иоанн Дамаскин раздваивается между Платоном, на которого ориентировалось большинство мыслителей, и Аристотелем, к которому он лично тяготел. Ему принадлежит развёрнутая апология христианского культа на основе философско-эстетической теории образа. Особенно высоко он оценивал живописные изображения, «которые существуют для обнаружения скрытого ...чтобы мы распознали то, что скрыто, и возлюбили прекрасное и соревновали ему». Благодаря Иоанну Дамаскину философия («искусство искусств и наука наук») в христианском мире стала оцениваться как почтенное и богоугодное занятие. Разработанное им учение о человеке, а также Григорием Нисским (около 335 – около 394 гг.) и Немесием Эмесским (род. около 390 г.), стало основой христианских антропологических представлений. У истоков византийской философии формируется новый (по сравнению с античностью) тип христианского философского историзма: провиденциалистская концепция истории у автора «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.) и др. На смену циклизму античного временного восприятия приходит телеологическое осмысление истории, когда прошлое оценивается в перспективе грядущего Страшного суда: эсхатологизм Евсевия своеобразно сочетает эллинскую и иудейскую концепции времени. В целом ранневизантийская философия была тесно связана с неоплатонизмом, прежде всего, благодаря философу-неоплатонику Диадоху Проклу (412–485 гг.) и его школе в Афинской академии, а также Аммонию Саккасу (ум. после 242 г.) и его школе в Александрии. Прокловская концепция структуры и происхождения мира («геннады», различные уровни божеств и т.п.) была усвоена византийской философией (Марин, Псевдо-Дионисий Ареопагит и др.). В свою очередь, критика аристотелевской физики Иоанном Фимпоном (в частности, определения небесной субстанции и учения о предвечности мира) также оказала влияние на философскую литературу последующих поколений. Закрытие императором Юстинианом I Великим (527–565 гг.) в 529 г. Афинской платоновской академии вынудило многих византийских философов (Симпликия Киликийского и др.) искать убежище за пределами империи. Интерес к светскому знанию, к философии возрастает в IX–XII вв. Преподаванием философии в IX в. в Константинополе прославился Лев Математик (Философ; около 790 – около 870 гг.). В столице появляются кружки «любомудров», где образованная молодёжь обсуждает философско-религиозные и литературно-эстетические проблемы. Таким был кружок, собиравшийся в доме Константинопольского патриарха Фотия (820–891 гг.). Энциклопедист, библиофил и богослов-полемист Фотий составляет сокращённое изложение аристотелевской логики и критикует платоновскую теорию идей как предполагающую иные, чем Бог, причины мироздания. Напротив, ученик и сподвижник Фотия Арефа Кесарийский (после 850 – после 932 гг.) находился под преобладающим влиянием Платона. В своеобразном «памятнике» заседаний, составленном самим Фотием, так называемом «Мириобиблионе» («Множество книг»), упоминаются Платон и Аристотель, Исократ и Демокрит, Гиппократ и Павсаний, Гелиодор и Либаний, а также другие мыслители, идеи которых обсуждались участниками «семинаров». Подобные собрания предвосхищали будущую специфику возрожденческого гуманизма Западной Европы. Стремление философски формулировать истины вероучения приводит к тому, что к X в. появляются противоборствующие направления «платоников» и «аристотеликов», существовавшие до самого падения Византии. Церковная власть, опиравшаяся на светскую, стремилась направить поток философско-религиозных исканий в русло строгой подчинённости цензуре церковного авторитета. На трудности решения проблем, вытекавших из построений Платона и Аристотеля, предпочитали отвечать весомостью святоотеческого опыта, хотя у Отцов церкви слишком часто не находилось ответов на возникающие проблемы. Тогда они просто умолкали и предлагали умолкнуть другим, что было явным симптомом богословского кризиса. В период, последовавший за эпохой так называемого Македонского Ренессанса (конец IX – X вв.), была учреждена в Константинополе философская школа, часто называемая (в совокупности с другими школами) Константинопольским университетом. В XI в. противоборство направлений, постоянные соборные осуждения и анафемы приводят к практике «двойной истины», которую позже мыслители Возрождения XV–XVI вв. пытаются привести к непротиворечивой теории.

 



 
PR-CY.ru