ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – греческая мысль в Византийской империи IV–XV вв., органически связанная с традициями восточных Отцов церкви и близкая по духу философии античности. Существуя в достаточно жёстких рамках христианского богословия, являясь его своеобразным «языком» и техникой мысли, она не просто продолжает традиции античности, транслируя на весь мир идеи Платона и Аристотеля, но и переосмысливает их в связи с новым христианским идеалом человеческого бытия. Византийская философия является одной из основ последующей европейской культуры. В её истории исследователи выделяют следующие периоды: IV–VIII вв., когда идёт процесс «воцерковления» философии античности; IX–XII вв. – период рафинированного энциклопедического знания и противостояния христианского неоплатонизма аристотелизму; XIII–XV вв. – так называемое «Палеологовское Возрождение», оказавшее влияние на русскую культуру того времени и оплодотворившее эллинской философской мыслью гуманизм итальянского Возрождения. Время богословских споров (IV–VIII вв.) привело к более полному определению христианского учения, изложенному на языке греческой философии. Вся история тринитарной проблемы (единосущия и троичности Бога), христологического вопроса (о сущности и природе Христа) сводилась к борьбе античного (космоцентричного) и христианского (теоантропоцентричного) мировоззрений, в основе которых лежали различные представления о человеке, обществе, истории, процессе познания. Центром христианского вероучения является тезис о единственности и неповторимости личности. Окончательная победа христианства как религии личности, самоотносящейся с собой и с универсальной единичностью (Богом), без сравнения с которой каждая отдельная личность не была бы вообще чем-нибудь единичным, ставила трудную задачу философски сформулировать понятие той универсальной Личности, которого требовало христианское вероучение. Задача была решена благодаря греческой «языческой» философии, введённой в богословие отцами-каппадокийцами (Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским). Учение о Святой Троице, опирающееся на платоновскую диалектику, создало возможность преодоления разрыва между Богом и человеком, развитую в учении о Воплощении. Полное внесение ясности в проблему связано с появлением в V–VI вв. цикла философско-богословских сочинений под именем Дионисия Ареопагита. Согласно Дионисию, всё сущее открывается в мировом ладе и строе, слагаясь в гармонию, которая раскрывается в иерархическом построении мира. Философия мирового строя, понятая как структура законосообразного соподчинения чувственного и сверхчувственного, как иерархии, неизменно пребывающей в вечности, вошла в менталитет христианского мира. Корпус «Ареопагитик» был рано переведён на латинский язык, к нему писали комментарии ведущие мыслители Средневековья и Возрождения (например, Фома Аквинский, Марсилио Фичино). Без влияния «Ареопагитик» были бы невозможны философские построения Иоанна Скота Эриугены (около 810 – 877 гг.), Николая Казанского (1401–1464 гг.), а также эстетика света и символа, воплощённая в христианском искусстве Запада и Востока. Понятие философии в Византии было изначально неоднозначным. Философами называли, прежде всего, языческих учёных – риторов, софистов, интеллектуалов, противостоящих тем, кто исповедовал христианское вероучение, хотя философия как дисциплина почиталась и среди образованных раннехристианских авторов как «наука наук» и руководство по практической этике. Значение последнего особенно подчёркивал Нил Анкирский (ум. около 430 г.), считавший, что «философия – это моральное совершенство в сочетании с пиететом к истинному знанию бытия». Последней значительной фигурой этой эпохи явился Иоанн Дамаскин (около 635 – 753 гг.). Его труды («Священные параллели», «О природе человека», «Три слова против отрицающих иконы», «Источник знания» и др.) представляют собой систематизацию философско-богословского знания. Иоанн Дамаскин определял философию, во-первых, как знание о бытии, во-вторых, как науку о божественном и земном, в-третьих, как приготовление к смерти, в-четвертых, как уподобление Богу, в-пятых, как искусство искусств и науку наук, в-шестых, как любомудрие. Христианская философия в Византии противопоставлялась так называемой «внешней» философии, под которой подразумевалась не только светская наука вообще, но и мировоззренческая основа языческих верований и христианских ересей. Истинной же философией считались образ жизни и поведение праведного христианина, и в этом смысле идеальными философами представлялись мученики и аскеты (Феодор Студит, Симеон Новый Богослов). В соответствии с этим Иоанн Дамаскин различал «философию теоретическую», связанную со знанием, и «философию практическую», направленную на совершенствование добродетелей. Теоретическая область включала в себя и физику, и математику (арифметику, геометрию, астрономию и гармонию), и теологию, связанную с постижением Бога, бесплотных сил, души. Практическая же философия состояла из этики, «экономики», т.е. «домостроительства» (своего рода этики быта), и политики.

 



 
PR-CY.ru