Словарь по христианству В ВИЗАНТИЗМ

ВИЗАНТИЗМ

ВИЗАНТИЗМ – концепция особого типа отношений между церковью и государством, где церковь и государство не противостоят друг другу, а, напротив, взаимодополняют, помогают друг другу в ходе достижения согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии). При этом свобода и самостоятельность каждого в его собственной области не отменяется. Термин в этом смысле был впервые употреблён Константином Николаевичем Леонтьевым (1831–1891 гг.), хотя идею согласия (симфонии) церкви и государства, которые должны сосуществовать в полном согласии, развивалась многими мыслителями и до него. К.Н. Леонтьев определяет понятие следующим образом: «Византизм в государстве значит самодержавие. В религии он значит христианство с определёнными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов. В нравственном мире… византийский идеал не имеет того высокого и во многих случаях крайне преувеличенного понятия о земной личности человеческой, которое внесено в историю германским феодализмом». Самодержавный принцип предполагает иерархическую структуру общества и, прежде всего, наличие аристократии, которая вносит решающий вклад в развитие культуры. Для России абсолютная монархия является также «единственным организующим началом, главным орудием дисциплины». Византийское христианство (т.е. православие) формирует почтительность к властям, смирение перед «внешними обстоятельствами жизни». С этим связана, по мнению К.Н. Леонтьева, важнейшая черта русского народа – отсутствие стремления к политической власти, желание «как можно менее мешаться в общегосударственные дела». Православная церковь, проявляя «здоровый консерватизм» на протяжении веков, «сохраняет свои идеи и формы». В силу этого, считал К.Н. Леонтьев, она благотворно влияет на русской национальное сознание, устанавливая твёрдые критерии православности, святости, русскости. Неслучайно важнейшие события российской истории, борьба с иноземцами проходят под «православным знаменем». Согласно данной концепции, область церкви – дела небесные, божественные, а дела государства – земные, человеческие. Государство постоянно вспомоществует церкви в сохранении чистоты веры, церковных канонов, самого института священства и священничества. Церковь же в согласии с государством направляет и ведёт общественную жизнь по путям, угодным Богу. В таком понимании церковь и государство – это два различных проявления одного и того же органического целого. Эти идеи развиты в «Эпанагоге» – введении в свод законов, изданном в конце IX в. византийским императором Василием I Македонянином (867–886 гг.), которое до конца Византийской империи останется как бы «основным законом» об отношениях церкви и государства. «Эпанагога» исходит из того, что власть императора и патриарха («величайшие и необходимейшие части государства») имеют каждая свой круг обязанностей. Их единство уподобляется единству человека, состоящего из души и тела. Каждой природе соответствует управляющая его власть: императора – телом, патриарха – душой. Утверждается таинство и в то же время цельность и двухсоставная природа человека и единство церкви и государства. Таким образом, идея «симфонии» власти императора и церкви переходит в антропологию, в Боговоплощение, в постулат веры о «неслиянности и неразделённости» сфер бытия. Этот догмат Боговоплощения восточно-православного христианства – основа для разрешения антиномий в эсхатологии и норм взаимоотношений церкви и государства. Этот догмат направлен против манихейского дуализма плоти и духа, власти и священства, государства и церкви.

 



 
PR-CY.ru