Словарь по христианству В ВЕНСКИЙ КРУЖОК

ВЕНСКИЙ КРУЖОК

ВЕНСКИЙ КРУЖОК – сообщество учёных и философов, регулярно собиравшихся в Вене с конца 1920 и до середины 1930 гг. Он был организован в 1922 г. австрийским физиком и философом-позитивистом Морицем Шликом (1882–1936 гг.) на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета («кафедре Маха»). С деятельностью Венского кружка связывают зарождение философского логического позитивизма. Его история началась в Венском университете в Австрии. В 1895 г. там была создана кафедра философии индуктивных наук, которой до 1901 г. заведовал Эрнест Мах (1838–1916 гг.), благодаря этому в Вене складывалась эмпирическая философская традиция. В 1907 г. в венском кафе «Централь» стали собираться студенты и преподаватели Венского университета. В основном это были студенты математика Ханса Хана (Ганса Гана) и молодые преподаватели физики и математики. Эти собрания считаются первым Венским кружком (или прото-кружком). Его «ядром» считаются математик Ханс Хан (1879–1934 гг.), социолог и экономист Отто Нейрат (1882–1942 гг.), математик и механик Рихард фон Мизес (1883–1953 гг.), физик и философ Филипп Франк (1884–1966 гг.). Находясь под влиянием идей целого ряда авторов (Эрнеста Маха, Людвига Больцмана, Анри Пуанкаре и др.), участники прото-кружка стремились объединить эмпиризм, символическую логику и французский конвенционализм. Собрания прото-кружка проходили вплоть до 1912 г., когда многие участники кружка уехали из Вены. После Первой мировой войны и преподавания в Бонне Ханс Хан в 1921 г. вернулся в Венский университет и хотел возобновить его деятельность. Место профессора на кафедре индуктивных наук в то время было вакантным. Ханс Хан убедил комитет университета принять на эту должность Морица Шлика, преподававшего философию в университете Киля, и организовал его переезд в Вену. В 1922 г. во время инаугурационной речи на должность профессора М. Шлик выразил намерение сохранить дух Э. Маха и Л. Больцмана в Вене и поддержал новые веяния в натуральной философии. После вступления в должность он организовал дискуссионную группу, которая известна как второй Венский кружок и которая впоследствии стала называться просто «Венский кружок», ставшая идейным ядром логического позитивизма (неопозитивизма). Кружок собирался каждый второй четверг. Эти встречи носили закрытый характер – М. Шлик лично приглашал выдающихся математиков и философов на «четверги». Среди участников этих встреч были как выдающиеся студенты, так и опытные преподаватели. Во второй Венский кружок входили Рудольф Карнап (1891–1970 гг.), Отто Нейрат Курт Фридрих Гёдель (1906–1978 гг.), Фридрих Вайсман, Г. Фейгль, Г. Хан, Ф. Кауфман, К. Менгер, Т. Радакович, Е. Цильзель и др. После того, как он получил международное признание, с ним стали сотрудничать Эрнест Нагель (США), Альфред Джулс Айер (Англия) и др. Участники Венского кружка выдвинули программу создания новой научной философии на основе идей Эрнста Маха и «Логико-философского трактата» Людвига Витгенштейна (1889–1951 гг.). В 1928 г. Венский кружок переходит в публичную фазу, для популяризации своих идей члены кружка создают общество Эрнста Маха, президентом которого становится М. Шлик. В рамках этого общества участники кружка проводили публичные лекции на самые различные темы, связанные с философией, математикой, физикой, теологией и т.д. Вместе с тем у кружка появляется печатное издание «Известия общества Эрнста Маха», где публикуются работы членов кружка. В 1929 г. на конференции по эпистемологии точных наук в Праге Отто Нейрат от имени кружка выступил с Манифестом «Научное понимание мира. Венский кружок», в котором были сформулированы основные принципы неопозитивизма. В Манифесте были указаны те направления философской и научной мысли, продолжателями которых считали себя члены кружка. В это время Венский кружок окончательно формируется, устанавливаются связи с такими же по духу группами. Так, в 1930 г. Венский кружок, совместно с группой Ханса Рейхенбаха (ещё одна неопозитивистская группа, получившая название «Берлинский кружок») начинает выпускать журнал «Познание» («Erkenntnis»), в первом выпуске которого был опубликован Манифест группы. Помимо этого к Венскому кружку примыкают такие учёные как Джон фон Нейман (1903–1957 гг.), Фрэнк Пламптон Рамсей (1903–1930 гг.), Абрахам Галеви Френкель (1891–1965 гг.) и др. В том же году из Вены в США переезжает Г. Фейгль, сыгравший не последнюю роль в деятельности кружка (впоследствии благодаря ему идеи кружка получили большое распространение за рубежом). Главная цель философии, ставшая платформой Венского кружка, представляла собой программу достижения единства знания о мире в контексте переосмысления традиционных максим метафизики. Используя элементы традиционного эмпиризма в духе Дэвида Юма (1711–1776 гг.), идеи Э. Маха о том, что научными являются лишь высказывания о наблюдаемых феноменах, а также тезис Л. Витгенштейна, что осмысленные предложения являются таковыми потому, что они описывают определённые факты, представители Венского кружка разработали программу обновления научного и философского знания.

 



 
PR-CY.ru