Словарь по христианству В ВУКОЛ

ВУКОЛ

ВУКОЛ (ум. около 100/105 г.) – святитель; память 6 февраля. О его жизни известно очень мало. В анонимном «Житии» Смирнского епископа священномученика Поликарпа, приписываемом Псевдо-Пионию (IV в.), упоминается о том, что Вукол был рукоположен во епископа г. Смирна (Малая Азия) апостолом Павлом (в «Житии» из собрания Димитрия Ростовского – апостолом Иоанном). С юности Вукол отличался благочестием, на епископской кафедре проявил себя ревностным защитником паствы от гонителей христианства. Пишут, что после мирной кончины и погребения Вукола на кладбище у царских ворот г. Эфеса на его могиле выросло миртовое дерево, от которого происходили исцеления. Преемником Вукола на кафедре стал священномученик Поликарп. Однако (по сведениям Евсевия Кесарийского), основателем Смирнской кафедры был апостол Иоанн Богослов, который поставил первым епископом этого города Поликарпа. Таким образом, согласно «Церковной истории», если Вукол и был Смирнским архиереем, то не до Поликарпа, а после него. Исследователи сообщают, что память Вукола с богослужебным последованием встречается в некоторых рукописях Типикона Великой церкви X–XI вв. Его последование 6 февраля регулярно указывается студийскими памятниками. Согласно славянским студийским Минеям, последование Вукола включает стихиры, канон и седален. Предполагается совершение будничной службы с пением на утрене «Аллилуия» (по Студийско-Алексиевскому Типикону, праздник Сретения отдаётся 4 февраля). Согласно Евергетидскому Типикону конца XI в., последование Вуколу поётся 5 числа, т.к. 6 февраля отдание праздника Сретения Господня. 5 февраля последование Вукола соединяется с последованиями мученицы Агафии и попразднства Сретения. В афоно-италийских редакциях Студийского устава, а также в Иерусалимском уставе отдание праздника Сретения Господня переносится на 8 или 9 февраля, а последование Вукола поётся 6 февраля вместе с последованием попразднества Сретения. В славянских богослужебных книгах в последовании Вукола появляется тропарь. Согласно Типикону, используемому ныне в Русской православной церкви, память Вукола 6 февраля не имеет праздничного знака. В связи с тем, что попразднество Сретения может сокращаться из-за близости Великого поста, последование Вуколу 6 февраля может совершаться без соединения со службой попразднества. Последование Вуколу, помещаемое в современных богослужебных книгах, практически не изменилось со времени введения Студийского устава. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII в.) об облике Вукола сказано: «Cтарец с бородою, разделённой на три пряди». В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.; назван Викулой): «Рус, власы боле Дмитриевых Селунски, лоб мал, брада Козмина или подоле, риза лазорь, испод вохра с белилом, во амфоре (омофоре) и Евангелие». Сохранившиеся изображения представляют Вукола в святительском облачении, как правило, единолично в рост: миниатюры из Минология Василия II и в греко-грузинской рукописи; фрески настенных минологиев (под 6 февраля) в церквах Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), около 1386 г., Вознесения монастыря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг., святителя Николая в Пелинове (Черногория), 1717–1718 гг. (по пояс); на минейных иконах на февраль, например, из вологодской церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке (конец XVI в., под 7 февраля) и на иконе начала XIX в.

 
PR-CY.ru