ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - Страница 6

В послеиконоборческих византийских монастырских уставах – Студийском (различные редакции которого имели в IX–XII вв. широкое распространение в православном мире) и Иерусалимском (который, имея в основе Студийский устав, с XII–XIV вв. стал общепринятым в православной церкви) – богослужение праздника Входа Господня в Иерусалим, как и византийское богослужение в целом, приняло в целом тот вид, какой сохраняет и в настоящее время. Праздник Входа Господня в Иерусалим включён в цикл Триоди. В отличие от других двунадесятых праздников он не имеет предпразднества и отдания, но в широком смысле слова его предпразднеством является шестая седмица Великого поста, во время которой ежедневно поются песнопения предпраздничного содержания, и особенно Лазарева суббота, непосредственно связанная с Входом Господнем в Иерусалим. Аналогом отдания обычно считают вечерню вечером в сам день праздника, за которой (согласно Типиконам второй половины XI в. и позднейшим) повторяются некоторые песнопения праздничной службы. Согласно византийским монастырским Типиконам, за богослужением праздника Входа Господня в Иерусалим, всегда приходящегося на воскресенье, отменяются все воскресные тексты. При этом некоторые из них (например, тропарь «Воскресение Христово видевшее») поются на утрене Лазаревой субботы, т.е. как бы переносятся на предыдущий день, исполняются песнопения только праздника. Исследователи подчёркивают, что в литургических памятниках афоно-италийской ветви студийской традиции утреня Входа Господня в Иерусалим имеет праздничное окончание с пением великого славословия в кафедральной редакции, а на вечерне вечером в день праздника помимо песнопений Великого понедельника поются стихиры и тропарь Входа Господня в Иерусалим (тем самым отдание праздника происходит на вечерне вечером в этот день). В памятниках же малоазийской ветви студийской традиции (например, в Евергетидском Типиконе конца XI в.) в ночь на Вход Господень в Иерусалим указано совершение вечерни, а затем – всенощного бдения, состоявшего из паннихис (в данном случае служба, аналогичная повечерию или молебну), великого чтения, утрени (с пением великого славословия в кафедральной редакции), шествия с ваиями и свечами и первого часа. На литургии пелись изобразительны. Песнопения Входа Господня в Иерусалим звучали и вечером в этот день, но в меньшем объёме, чем указано в афоно-италийских студийских памятниках. В Иерусалимском уставе, восходящем к студийскому Синаксарю малоазийской редакции и не связанном непосредственно с древней иерусалимской богослужебной традицией, праздник Входа Господня в Иерусалим окончательно утверждается как первый из двенадцати главных праздников года. В этот день совершается всенощное бдение, состоящее из великой вечерни, великого чтения, утрени и первого часа (паннихис малоазийских Типиконов отсутствует – Иерусалимский устав сохранил такую паннихис лишь за богослужением вечером в Великую субботу). Бдение предваряется малой вечерней и трапезой. Исхождение из монастыря, символизирующее шествие во время Входа Господня в Иерусалим, совершается после часов. На литургии положены праздничные антифоны. В остальном уставные указания о службе близки к указаниям Евергетидского Типикона. Иерусалимский устав, более строгий в отношении поста, чем Студийский, запрещая Великим постом вкушение рыбы, но дозволял его на праздник Входа Господня в Иерусалим (хотя в некоторых рукописях устава это дозволение подвергается критике). После XIII–XIV вв. Иерусалимский устав был принят повсюду в православной церкви. Из общевизантийской послеиконоборческой традиции выделяется Святогробский Типикон, поскольку здесь элементы этой традиции соединены с элементами древней иерусалимской. Вопросы о том, насколько Святогробский Типикон отражает реальную практику, а насколько – взгляды его составителя, и каким временем должна датироваться эта практика, полностью не решён. Содержание Типикона исследователи приблизительно датируют X в., поскольку, с одной стороны, древняя иерусалимская богослужебная традиция прервалась в XI в., сменившись даже в Иерусалиме с богослужением общевизантийского послеиконоборческого типа, с другой – Святогробский Типикон, несомненно, ориентируется на богослужение указанного типа, сделавшееся очень распространённым в православном мире в IX–X вв.

 



 
PR-CY.ru