Словарь по христианству В ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ

ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ

ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ – икона Божьей Матери, ставшая известной с 1688 г., в царствование Ивана и Петра Алексеевичей, когда перед ней совершилось исцеление сестры патриарха Иоакима (1674–1690 гг.) Евфимии Петровой Папиной, жившей в Москве и долгое время страдавшей от неизлечимой болезни. Исцеление совершилось 24 октября; в этот день и установлено храмовое празднование (некоторые из списков с неё имеют и свои особые дни празднования). Первоначально икона находилась в московской Спасо-Преображенской церкви на Ордынке (позднее известна как Скорбященская), прихожанкой которой была Евфимия. Её написание исследователи предположительно относят ко времени перестройки храма в камне в 1683–1685 гг. Служба иконе «Всех скорбящих радость» по образцу службы иконе Божьей Матери «Одигитрия» и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 г. профессором Московской духовной академии Петром Симоновичем Казанским (1819–1878 гг.). В 1711 г., при переезде царского двора в Санкт-Петербург, царевна Наталия Алексеевна увезла с собой икону «Всех скорбящих радость» из церкви на Ордынке. Исследователям точно не известно, был ли это оригинал или список с него, который также пребывал в церкви. Существует две версии относительно того, какой образ, московский или петербургский, явил чудо в 1688 г., обе иконы почитались как чудотворные в равной степени. И в московской, и в петербургской церквах хранились ранние рукописные списки службы и сказания об иконе. Церковные историки уже к началу XX в. затруднялись ответить, какая из икон (на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной улице в Санкт-Петербурге) являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она считается моложе московской. Анализ же иконографии даёт исследователйм основания считать, что московский образ является списком с петербургского. Оставшаяся в Москве икона «Всех скорбящих радость» с 1713 г. находилась в устроенном для неё приделе; чудотворения от неё письменно не фиксировались. Храм был закрыт в 1930 гг., служба в нём возобновлена в 1948 г. Судьба образа в период, когда храм был закрыт, и в нём находилось фондохранилище Государственной Третьяковской галереи, достоверно не известна. Считается, что находящийся там в настоящее время чтимый образ Божьей Матери тот же, что был до закрытия церкви. Но есть сведения, что чудотворная икона изымалась, а образ, который находится в церкви, был подарен патриархом Московским и всея Руси Алексием I (1945–1970 гг.) в связи с возобновлением церковной службы и является точным списком с чудотворного образа, созданным во второй половине XVIII в. Икона «Всех скорбящих радость», вывезенная в Санкт-Петербург, была помещена царевной Наталией Алексеевной в домовой церкви Воскресения Христова при её дворце за Литейным двором на Шпалерной улице. При ней на иконе были закреплены частицы реликвий и мощей святых, выполнен серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен. В 1713 г. при дворце была устроена богадельня, к которой храм стал относиться после смерти царевны (1716 г.). Во время эпидемии оспы в 1768 г. императрица Екатерина II (1762–1796 гг.) ходила к иконе на богомолье, перед тем как сделать прививку от болезни себе и наследнику Павлу Петровичу. В 1817–1818 гг. церковь была полностью перестроена (архитектор Луиджи Руска), икона установлена в особой нише справа от иконостаса. Письменной фиксации чудотворений от иконы в храме не велось, но в литературе упоминается о том, что в 1848 г. исцелилась умиравшая девица-дворянка, к одру которой был принесён образ (в память об этом к окладу был приложен большой бриллиант), в 1849 г. выздоровел заболевший холерой врач Выборгской больницы, в 1850 гг. по молитве отца перед иконой в храме поправился сын чиновника. Образ был написан на кипарисной доске (69,0х51,2 см). При императрице Екатерине II был выполнен второй оклад, в 1858 г. – третий, золотой, по рисунку Фёдора Григорьевича Солнцева (1801–1892 гг.). В храме имелось три списка с чудотворного образа. Первый иконографически соответствовал иконе, и на него был наложен оклад царевны Наталии Алексеевны. В 1847 г. этот образ, но без оклада был передан в полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь и заменён копией работы Петра Михайловича Шамшина (1811–1895 гг.). Два других выполнены в живописной манере с изменением иконографии (добавлены страждущие). Один (293,4х226,7 см), написанный в 1858 г. художником Фёдором Андреевичем Бронниковым (1827–1902 гг.), находился на хорах храма. Второй (213,5х124,5 см), выполненный художником Иваном Алексеевичем Тюриным (1824–1904 гг.) на медной доске в ознаменование 50-летия храма в 1869 г., был установлен в нише на наружной стене храма (ни один список не сохранился). В 1932 г. храм был закрыт, после чего судьба иконы неизвестна. Версия, что она была перенесена в Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга, считается неверной. Икона «Всех скорбящих радость», в настоящее время находящаяся в нём и считающаяся подлинной, не соответствует сохранившимся описаниям, литографическим изображениям и фотографиям чудотворной иконы.

 



 
PR-CY.ru