"ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" - Страница 9

В селе Нагаткине Симбирского уезда икона «Всех скорбящих радость» (до середины XIX в.) появилась в четырёх верстах от села близ ключа Святой Колодец, была поставлена в иконостас сельского храма. Почиталась как чудотворная, ежегодно к ней стекалось большое число богомольцев из разных мест. Список с этой иконы, который также почитался чудотворным, находился в Николаевском мужском монастыре в Самаре, куда был подарен М.С. Маряхиной во время строительства обители в середине XIX в. В селе Никольском Алатырского уезда в церкви находилась чудотворная икона «Всех скорбящих радость». Иконографические особенности неизвестны. В селе Одоевщина Ардатовского уезда, по преданию, икона «Всех скорбящих радость» осталась неповреждённой во время пожара в церкви. В селе Великополье Юхновского уезда Смоленской губернии икона «Всех скорбящих радость» находилась в Никольской церкви. Точное время прославления неизвестно (до 1864 г.). От образа исцелилась девица из соседней деревни. Существовало малодостоверное предание, что подлинный образ был взят в Москву и заменён на список. В селе Крапивка Бельского уезда местночтимая икона, написанная в 1801 г., находилась в Скорбященской церкви (до 1869 г.). В селе Пантелееве Бельского уезда в Скорбященском приделе Казанской церкви находилась икона «Всех скорбящих радость», которая прославилась в эпидемию холеры в 1848 г.: в соседнем с. Щербатовщина мор прекратился, после того как перед иконой был отслужен молебен и её обнесли вокруг окрестных полей. В память этого события ежегодно с 30 июня по 22 июля образ носили по соседним приходам сёл Щербатовщина, Белый Берег, Козулино и Крюково. Особо икона праздновалась на Вознесение. В Соликамск, в Вознесенский монастырь, чудотворная икона «Всех скорбящих радость» была принесена после перевода туда в 1795 г. Истобенского монастыря. В 1975 г. для неё была устроена Скорбященская церковь (под колокольней). В сызранском Сретенском монастыре местночтимая икона «Всех скорбящих радость» находилась в деревянной Скорбященской церкви (1857 г.) монастыря. Упоминается как образ «греческой живописи». Имела серебряный оклад с камнями. В Тамбове находилась икона «Всех скорбящих радость», которая была написана в Москве во второй половине XVIII в. по заказу графа В.П. Мусина-Пушкина как список с московской чудотворной. По преданию, иконописец, окончив работу, привёз икону графу утром, когда тот был ещё в постели. Ожидая в приёмной, показал её посетителям и слугам, и она всем понравилась. В это же время граф у себя в комнате произнёс неуважительные слова в адрес иконы и художника, и когда вышел посмотреть на работу, то увидел на доске только подмалёвок, само изображение исчезло. Граф, не веря свидетельствам посетителей и слуг, прогнал иконописца, тот по дороге домой встретил знакомого, московского присяжного А. Дьякова. В доме у Дьякова оба осмотрели икону и убедились, что изображение на ней появилось, после чего художник подарил её Дьякову. Впоследствии сын Дьякова Андрей перевёз икону в своё имение в село Курдюки Кирсановского уезда Тамбовской губернии, а в 1794 г. по совету матери, которая, овдовев, стала монахиней Тамбовского девичьего Вознесенского монастыря, передал образ в эту обитель (более позднее предание добавляет, что Дьякова, не пожелавшего поначалу передавать икону, стали преследовать несчастья, в том числе смерть двух малолетних сыновей, что было воспринято как наказание). Икона была торжественно принесена в монастырь в день празднования образу «Всех скорбящих радость» и с почестями встречена Тамбовским епископом Филофеем. Первоначально икона находилась в деревянной церкви, но в том же году была перенесена в новый каменный собор, где её поставили в приделе великомученицы Екатерины в местном ряду иконостаса. С устройством в 1820 г. тёплой Скорбященской церкви она стала храмовым образом, однако находилась там только в зимнее время в особом киоте, справа от царских врат, на лето переносилась на прежнее место. В первой трети XIX в. священником Иониным в монастырской летописи велась запись чудес, происходивших от иконы. В 1801 г. от неё исцелилась малолетняя дочь тамбовского генерал-губернатора Д.А. Бахметева, в 1806 г. мать монастырского священника Иоанна Андреева, в 1811 г. и он сам, в 1809 г. надворный советник Ф.А. Смирнов, в 1814 г. лютеранка Д.Е. Колтиненская, в 1828 г. жена кирсановского казначея Н.Д. Куткина, в 1829 г. послушница монастыря Хиония Волосатова. В тех случаях, когда смерть больного была неизбежна, от иконы, принесённой к ложу умирающего, был слышен треск.

 



 
PR-CY.ru