"ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" - Страница 3

Над Богоматерью представлено изображение «Святой Троицы» (так называемой новозаветной), под ней – картуш с текстом кондака иконе. Эти особенности указывают исследователям на вторичность иконографии образа и косвенно свидетельствуют, что петербургская чудотворная икона была первоначальной, а московская – списком с неё. Точные списки с московской иконы известны с начала XVIII в. Состав дополнительных святых на них мог меняться в соответствии с требованиями заказа (иногда они отсутствуют). Распространению этих списков в XVIII в. способствовали гравированные листы, выполненные с чудотворного образа. На петербургской иконе, в целом совпадающей с московской в изображении Богоматери с Младенцем, есть и другие отличия помимо отсутствия страждущих. Так, Богородица представлена стоящей на луне – деталь в сочетании с сиянием, окружающим Её, соответствует тексту Апокалипсиса о жене, облечённой «в солнце; под ногами её луна» (Откр. 12:1). Подобные изображения на Западе известны с XIV в., в Россию пришли в XVII в., дав начало нескольким иконографическим типам («Солнечная», «Благодатное Небо» и др.). Чётки в руках Богоматери и Младенца – также западная по происхождению деталь, характерная для иконографии «Rosarium» («Видение Св. Доминика»), в русской иконописи встречается чрезвычайно редко; единственный известный пример – икона «Богоматерь Звезда Пресветлая» Александра Ивановича Казанцева (1690 гг.). Поскольку Богородица держит чётки, Её правая рука не приложена к груди, а опущена. Вместо «Святой Троицы» (так называемой новозаветной) вверху представлено изображение Бога Отца, что позволяет избежать двойного изображения Христа (как Вседержителя и как Младенца), присутствующего на московской иконе. Точные списки с петербургской иконы очень редки и бытовали только в Санкт-Петербурге. На рубеже XVII–XVIII вв. в Москве мастерами Оружейной палаты был создан ряд значительных по размеру икон «Всех скорбящих радость» со страждущими, где изображения Богоматери варьировались. На том основании, что некоторые из них восходят к двум гравюрам Леонтия Бунина (конец XVII в.), доктор искусствоведения Олег Ростиславович Хромов предположил, что могла существовать графическая серия подобных изображений, задуманная в качестве иллюстраций к неосуществлённому изданию (очевидно, акафисту), посвящённому новопрославленной иконе Божьей Матери. В свою очередь, они могли стать образцами для московских икон того времени. Исследователям известны следующие варианты: Богоматерь сидит на престоле, Богоматерь стоит, держит Младенца на скрещенных руках по типу «Salus populi Romani» («Богоматерь Римская»), Богоматерь без Младенца по типу «Madonna Misericordia», Богоматерь представлена так же, но с распростёртыми ангельскими крыльями, Богоматерь стоит на луне, прижав руки к груди и отведя взор вниз, – по западному типу «Immaculata» («Непорочное зачатие Богородицы»), Богоматерь в развороте вправо, восходящая на небеса, которые могут изображаться в развёрнутом варианте, с «бегами небесными». В списках более позднего времени эти варианты встречаются редко. На рубеже XVII–XVIII вв. иконы, на которых изображалась Богоматерь без Младенца и в окружении страждущих, независимо от того, как Она была представлена, в авторских подписях назывались «Образ умиления и посещения в беде страждущим». К середине XVIII в. на этот тип, оказавшийся близким по содержанию и композиции к иконографии «Всех скорбящих радость», перешло название последней. Среди таких изображений наиболее популярным был вариант, восходящий к композиции Семёна Спиридонова Холмогорца, где Богородица, держащая в правой руке жезл, представлена в раю. Символизирующий рай белый фон постепенно был вытеснен разноцветными фонами, но изображения цветов и ветвей сохранялись. Появилась новая деталь – белый плат на главе Богородицы поверх мафория. Этот извод был широко распространён, в том числе в старообрядческой среде (Урал, Ветка). К нему относится чудотворная икона из часовни у стеклянного завода в Санкт-Петербурге. С начала XVIII в. на этих иконах появились такие детали, как изображение корабля по западному типу «Мадонны мореплавателей», впоследствии часто присутствующее на многих иконах «Всех скорбящих радость» независимо от варианта их иконографии, а также более редкое изображение радуги в ногах Богоматери, встречающееся в западных изводах «Gloria». В XIX в. наиболее устойчивыми вариантами иконографии «Всех скорбящих радость» были типы московской чудотворной иконы и «Умиление и посещение в беде страждущим», восходящее к Семёну Спиридонову Холмогорцу. В живописной иконе особенно часто встречаются новые, свободные композиции, только отчасти связанные со старыми изводами, что делает для исследователей невозможной их иконографическую классификацию. По преданию, в первой трети XIX в. в сенях людской избы в деревне Караулово Нижегородского уезда дворянином Г.Г. Карауловым найдена икона «Всех скорбящих радость». Явившийся Караулову во сне старец велел ему ехать в село Забелино, чтобы помириться с братом Сергеем и отслужить молебен перед иконой «Всех скорбящих радость», и тогда он станет здоров.

 



 
PR-CY.ru