"ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" - Страница 2

Существует несколько версий, как икона из Тихвинской часовни у стеклянного завода в Санкт-Петербурге («с монетками», «с грошиками») попала туда. Согласно первой, она была вкладом купца Семёна Матвеева, имевшего торговые связи с заводом. Икона принадлежала его матери, урождённой Куракиной, в их семью икона «Всех скорбящих радость» попала после того, как была выловлена из Невы. Согласно второй версии, икону прибило к берегу реки в том самом месте, где была построена часовня. По третьей версии, её пожертвовал в часовню некий купец из Ладоги, спасшийся от гибели во время бури на реке. Считается весьма вероятным, что эти предания относились первоначально к Тихвинской иконе Божьей Матери, а после прославления иконы «Всех скорбящих радость» были приписаны ей. Время построения часовни предание относит к эпохе царствования императрицы Екатерины II и связывает с тем, что у этого места, где раньше был перевоз от стеклянного завода к деревне Клочки, некогда явилась по воде Тихвинская икона Божьей Матери. В наводнение 1824 г. часовня была смыта и отнесена к деревне Клочки, затем восстановлена на прежнем месте Д. Туляковым. На прежнее место были возвращены и иконы. Впоследствии часовня перестраивалась. До 1882 г. икона была приписана к Скорбященской церкви над вратами Александро-Невской лавры, затем к Борисоглебской церкви на Калашниковской пристани. Икона прославилась 23 июля 1888 г., когда во время грозы молния ударила в часовню, и она загорелась. После тушения пожара было замечено, что стекло киота разбилось, сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причём двенадцать монет прилипли к иконе и держались на ней непонятным образом (позднее одна монета отпала). Это событие вызвало большой приток богомольцев к иконе, и ещё до первого официально засвидетельствованного исцеления от неё были случаи выздоровления (например, расслабленного крестьянина, несколько лет не покидавшего постели). Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств). 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина. После посещения часовни в 1893 г. царской семьёй началось строительство Скорбященской церкви рядом с часовней по проекту Александра Ивановича фон Гогена (1856–1914 гг.) и Александра Васильевича Иванова (1845 – после 1917 гг.), завершённое в 1898 г. Икона оставалась в часовне, для богослужения переносилась в церковь, где для неё был устроен специальный киот справа от иконостаса. Множество точных списков, сделанных с иконы, находились в храмах Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской губернии и в других местах. Так, местночтимые списки находились в церкви Иоанна Богослова в селе Рохлине Бельского уезда Смоленской губернии, в церкви Вознесения в Екатеринбурге. Скорбященская церковь была разобрана в 1930 гг., часовня закрыта (сохранилась в перестроенном виде), а икона перенесена в церковь Святой Троицы («Кулич и Пасха»), где находится до настоящего времени. Иконография иконы (53,5х35,5 см) относится к типу «Умиление и посещение в беде страждущим». По стилю живописи представляет собой образец письма XIX в. Наиболее раннее документальное упоминание об иконе с названием «Всех скорбящих радость» относится к 1683 г. Этот образ был написан придворным живописцем Иваном Артемиевичем Безминым (1653–1696 гг.), его стиль и иконография должны были следовать европейским образцам, вероятнее всего, польским. У исследователей нет уверенности, что на первых изображениях присутствовали образы страждущих. По описи арзамасского Алексеевского монастыря 1686 г. на иконе с таким названием была представлена только Богородица с двумя ангелами. Изображений страждущих нет и на петербургской чудотворной иконе. Подобная композиция совпадает с западноевропейской иконографией «Gloria» («Прославление Богоматери»). В 1680 гг. в составе клейм расширенного акафистного цикла на иконах Семёна Спиридонова Холмогорца (1642–1695 гг.) появляется изображение Богоматери «Умиление и посещение в беде страждущим», восходящее к европейской «Madonna Misericordia» («Милующая»). Наиболее ранний датированный пример – «Богоматерь с Младенцем на троне, с 40 клеймами акафиста» (1687 г.). Богоматерь изображалась без Младенца, с разведёнными в стороны руками и в окружении разнообразных страждущих, располагавшихся в три ряда по обеим сторонам от Неё. Исследователи не исключают, что подобное изображение групп страждущих стали помещать на иконе «Всех скорбящих радость» после прославления образа в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке в 1688 г. под влиянием композиции «Умиление и посещение в беде страждущим». Композиция московской чудотворной иконы с изображением страждущих восходит к «Gloria»: в центре Богоматерь с Младенцем, стоящая на облаках и окружённая сиянием, по сторонам вверху два ангела с рипидами, ещё два ангела помещены среди скорбящих. Особенность московской чудотворной иконы в изображении святых над страждущими: слева – Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа – Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Подбор святых указывает на патрональный характер иконы, написанной по индивидуальному заказу и именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где издревле находился придел Варлаама Хутынского.

 



 
PR-CY.ru