ВЫСОКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 2

Ряд идей теологии Высокой церкви разделял Клайв Стейллз Льюис (1898–1963 гг.), хотя собственно к движению не принадлежал. В отличие от высокоцерковников XVIII – начала XIX в. оксфордские теологи отстаивали идею духовной независимости Церкви Англии, считая её ветвью Вселенской церкви, и не ставили вопрос о сохранении статуса государственной церкви. По их инициативе в 1841 г. было начато издание многотомной «Библиотеки англо-католической теологии», что способствовало введению в употребление термина «англо-католицизм», первоначально использовавшегося как синоним понятия «Высокая церковь». В 1840 гг. многие деятели Высокой церкви (Уильям Палмер, Дж.М. Нил и др.) стали проявлять интерес к православию, что привело к развитию англикано-православного диалога. В поисках «истинной Церкви Христовой» лидер Оксфордского движения Дж. Г. Ньюмен пытался доказать, что учение Церкви Англии не противоречит учению Римско-католической церкви (его обвинили в «папизме», в 1845 г. он стал католиком). За ним в католичество перешли триста священников (1845–1860 гг.), но большинство оксфордцев остались в Церкви Англии, разделяя идеи Высокой церкви. В 1840 гг. в Англии появились первые монашеские общины, стало развиваться движение ритуалистов, стремившихся воплотить на практике идеалы оксфордцев: возродить дореформационное богослужение (священническое облачение, ладан, свечи), молитвы за умерших и индивидуальные исповеди (возможно, в специальных исповедальнях). Между Высокой и Низкой церквами началось острое противоборство. Э.Б. Пьюзи, отстаивавший учение об истинном присутствии Христа в евхаристии, был в 1843 г. решением руководства Оксфордского университета лишён на два года права проповедовать. Несмотря на наказание штрафами и заключение в тюрьму некоторых ритуалистов, не согласных с принятием в 1874 г. закона «Об общественном богослужении», позиции Высокой церкви в конце XIX – начале XX в. продолжали усиливаться. Главный идеолог образовавшегося либерального крыла Высокой церкви Чарльз Гор (1853–1932 гг.) был последовательно епископом Ворчестерским, Бирмингемским, а затем Оксфордским (1902–1919 гг.). В вышедшем под его редакцией сборнике «Lux Mundi» (1889 г.) говорилось о необходимости привести англо-католицизм в соответствие с современными интеллектуальными требованиями, признав, в частности, возможность исторического изучения библейского текста. Чарльз Гор считал, что католицизм и протестантство дополняют друг друга. В 1920 гг. по инициативе англо-католиков была подготовлена новая «Книга общих молитв», куда включили дополнительные службы и молитвы с элементами из ритуалистской практики. Несмотря на то, что Парламент в 1927–1928 гг. не дал официального одобрения её использования, новая «Книга общих молитв» стала применяться достаточно широко, что свидетельствовало о распространении англо-католицизма среди верующих. С 1923 г. периодически проводились англо-католические конгрессы. Споры между Высокой и Низкой церквами постепенно утратили прежнюю остроту, англо-католицизм стал восприниматься как неотъемлемая часть англиканской традиции. К середине XX в. Высокая церковь постепенно превратилась в англиканский «центр»: подавляющее большинство англикан рассматривают преемственность по отношению к древней неразделённой церкви и кафоличность как существенные черты своей церкви. Евхаристические облачения духовенства, благоговейное отношение к Святым Дарам, ношение митры архиепископами, невозможные в середине XIX в., стали обычной практикой. В последние десятилетия вследствие преобладания либеральной теологии в англиканстве престиж Высокой церкви значительно вырос. Многие англо-католики стремились к налаживанию отношений с Римско-католической церковью особенно после того, как в 1982 г. Англикано-Римско-католическая комиссия пришла к выводу, что папа Римский может считаться «выразителем воли Божией в Церкви». Однако прогресс в этом направлении замедлился с принятием в 1992 г. Генеральным Синодом Церкви Англии решения о возможности ординации женщин. Это осложнило диалог с православными церквами и привело к новому обострению отношений между «высоким» и «низким» (позиционирующим себя теперь в большей степени как либеральное) течениями в Церкви Англии, к возобновлению масштабных (четыре епископа и более трёхсот священников) переходов в Римско-католическую церковь.



 
PR-CY.ru