ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) Мстиславич - Страница 6

В начале 1550 гг. псковский священник Василий (Варлаам) составил на основе этих текстов, а также псковских летописных известий и устных рассказов «неложных мужей псковских старейших», из которых называет некоего «старца клирика Ивана», более полное жизнеописание Всеволода Мстиславича, состоящее из «Жития», «Слова об обретении мощей» и описания чудес; последнее (21-е) чудо датируется 1550 г. «Житие» в новой редакции вошло в Царский список Великих Миней Четьих Московского митрополита Макария (под 11 февраля), позднее в Тулуповские и Милютинские Минеи. В литературном отношении священник Василий, составляя «Житие Всеволода Мстиславича», ориентировался на «Жития» благоверного князя Феодора Ростиславича Чёрного и Александра Ярославича Невского; его произведение обнаруживает также сходство с «Житием» Михаила Клопского в редакции Василия Михайловича Тучкова (ум. в 1548 г.), «Словом» иеромонаха писателя-агиографа XV в. Пахомия Логофета на перенесение мощей Московского митрополита Петра, а также «Житием» святителя Петра в редакции Московского митрополита Киприана. «Житие Всеволода Мстиславича» в «Книге Степенной царского родословия» является результатом многоступенчатого редактирования текста «Жития» в редакции священника Василия (первоначально этот текст, в котором были сокращены предисловие и послесловие, авторские отступления и комментарии, был дополнен по Никоновской летописи, затем подвергался другим переработкам). В 1602 г. инок Григорий Топинский, иконник Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря «понужением и благословением» Псковского и Изборского епископа Геннадия составил новое «Житие Всеволода Мстиславича», включившее собственно «Житие» и «Слово о явлении мощей», в некоторых списках к ним добавлена повесть о чудесах, состоящая из 15 рассказов. В основу Жития автор положил сочинение священника Василия, существенно дополнив его по летописи типа Никновской. На основе сочинения инока Григория и проложного жития (возможно, в связи с перенесением мощей Всеволода Мстиславича в 1703 г.) была создана компилятивная редакция в составе «Жития», «Слова о явлении мощей», повести о чудесах (известна в единственном списке). В сборник также вошли церковный устав Всеволода Мстиславича, «Рукописание» и записанная в 1689/1690 г. в Сибири «Повесть о чудесах святых благоверных великих князей Всеволода и Доманта, во святом крещении наречённых Гавриила и Тимофея, псковских чудотворцев», рассказывающая о явлении албазинским казакам псковских святых, которые предсказали двукратную осаду Албазина (1685 и 1686–1687 гг.). Повесть записана со слов Г. Фролова и Д. Тушева, участвовавших в защите Албазина. Компилятивная редакция послужила основой для троицкой редакции, созданной, как полагают исследователи, в XVIII в. и также сохранившейся в единственном списке. В рукописях середины ХVI–XVII в. сохранились две службы Всеволоду Мстиславичу: 11 февраля – на преставление святого и 27 ноября – на обретение мощей. Служба на преставление включает три стихиры на «Господи, воззвах» (начало: «Приидите, вернии, възвеселимся»), три стихиры на стиховне, четыре хвалитные стихиры со славником, отпустительный тропарь, канон, кондак с икосом, седален и светилен. В каноне (начало: «Что реку или что възглаголю?») указано имя автора: «Канон, творение Никодимово, по благословению преосвященнаго митрополита Ларивона Киевъскаго и всея Русии». Стилистическое единство всех песнопений службы позволяет предположить, что Никодим был автором всей службы. Служба, составленная Никодимом, в рукописях ХVI в. имеет два варианта, значимое различие между вариантами содержится в третьем тропаре третьей песни канона. В списках второй полвины ХVI в. (не позднее 70 гг.) к службе Никодима присоединяется новый вариант стихир на «Господи, воззвах» (начало: «Блажене богомудре княже Всеволоде») и канона (начало: «Высоко житие имеаи и восхождении божествеными весь светел быв»). Редакция службы с двумя канонами и двумя группами стихир на «Господи, воззвах» создаётся на основе второго варианта службы Никодима. В списках ХVII в. служба на обретение мощей Всеволода Мстиславича, написанная Филофеем, дополняется новыми песнопениями (стихирами на стиховне, на хвалитех, по 50-м псалме, седальнами, величаниями), причём тексты стихир и их количество могут отличаться друг от друга (имя составителя в печатной редакции не указано). По мнению исследователей, пространный вариант службы на обретение мощей был составлен одновременно со службой на преставление в редакции инока Григория, т.е. в начале ХVII в. В 1965 г. при раскопках в Пскове церкви великомученика Димитрия Солунского в Довмонтовом городе, на месте первоначального погребения Всеволода Мстиславича, был найден глиняный сосуд XII в. со скульптурными изображениями трёх лиц. Наиболее полно сохранившееся изображение – удлинённое лицо мужчины, средних лет, с невысоким лбом, близко посаженными глазами навыкате, длинным тонким носом с характерной горбинкой и короткой бородкой.

 



 
PR-CY.ru