ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) Мстиславич - Страница 4

В ту же ночь святой явился одному благочестивому горожанину и сказал: «Не хочу идти во врата Смердии». Он повелел передать князю Ярославу Владимировичу, чтобы пробили ворота от р. Псковы и через них пронесли мощи. Закрепившаяся в литературе благодаря трудам митрополита Макария (Булгакова) и Василия Осиповича Ключевского (1841–1911 гг.) точная датировка обретения мощей (1192 г.) объясняется, вероятно, тем, что это событие приурочивалось историками ко времени пребывания Ярослава Владимировича в Пскове, которое приходилось на этот год. Упоминания о князе Ярославе Владимировиче, святителе Гаврииле (1186/1187–1193 гг.), архиепископе Новгородском, и псковском посаднике Иоанне (или Анании) Матфеевиче (в других источниках не упоминается), при которых произошло перенесение, отсутствуют в «Слове об обретении мощей Всеволода Мстиславича» и, по всей вероятности, являются добавлениями священника Василия (Варлаама). В «Житии Всеволода Мстиславича» сказано, что князь был первоначально погребён в церкви великомученика Димитрия, однако это противоречит приведённым выше летописным сведениям первой половины XII в. о захоронении князя в Троицком соборе. Поскольку археологически псковский Троицкий собор не исследован, а его датировки историками архитектуры колеблются от 30 гг. до конца XII в., то возможным разрешением указанного противоречия для исследователей может служить гипотеза Николая Николаевича Воронина (1904–1976 гг.), что Троицкий собор, в котором в 1138 г. похоронили Всеволода Мстиславича, был ещё деревянным, со временем (быть может, в связи с закладкой каменного собора около 1190 г.) мощи были переложены в Димитриевскую церковь, а после завершения строительства в 1192 г. возвращены в кафедральный храм. В позднейшем изложении «Жития Всеволода Мстиславича» осталось упоминание только об одном (главном и наиболее торжественном) перенесении мощей Всеволода Мстиславича назад в Троицкий собор, которое проникло и в поздние псковские летописи, например, в Архивский второй список (середина XVII в.) Псковской III летописи. Местная канонизация Всеволода Мстиславича в Пскове, скорее всего, произошла в связи с обретением его мощей около 1190 г. и положением их в Троицком соборе в 1192 г. Исследователи не усматривают какие-то антиновгородские тенденции в местной канонизации Всеволода Мстиславича (Янин ставит её в связь с демонстративным отказом псковского духовенства изъять из церковного поминовения имя Новгородского епископа Иоанна Попьяна, современника Всеволода Мстиславича, как то было сделано в Новгороде, согласно Янину, именно при архиепископе Гаврииле) хотя бы потому, что установление местного церковного почитания было невозможно без благословения Новгородского архиерея, в юрисдикцию которого входил Псков. Из псковских летописей известно, что в 1363 г. обрушился свод Троицкого собора, псковичи возвели новый собор, освящение которого состоялось в 1368 г. В «Слове об обретении мощей Всеволода Мстиславича» рассказывается, что за день до того, как обрушился свод, пономарю во сне явился князь и повелел вынести из храма иконы, сосуды, книги, что и было сделано. Наутро, когда псковичи пришли в церковь, то увидели, что рака с мощами Всеволода Мстиславича пробита, но сами мощи не пострадали, откололась только небольшая частица от главы, которую в 1583 г. по повелению настоятеля Троицкого собора Луки положили в специально изготовленный серебряный ковчег. Согласно исследователям, данные о местоположении мощей Всеволода Мстиславича не лишены противоречий. Так, в источнике XVI в. сказано, что Всеволод Мстиславич покоится «в приделе святаго Благовещениа, на левой стране», т.е. в южной части притвора Троицкого собора. В «Житии» указано, что в 1192 г. мощи «положиша в соборной церкви Святыя Троицы на северной стране… идеже суть и доныне». Исследователи предполагают, что, скорее всего, рака поначалу стояла в северном нефе собора и в 1413 г. была перенесена в Благовещенский придел, когда «приделаша притвор камен к Святеи Троицы». Такое предположение подтверждается и текстом «Жития», где отмечено, что Благовещенский придел был устроен псковским князем Константином Димитриевичем, младшим братом московского великого князя Василия I Димитриевича, т.е. в 1412–1414 гг. Исследователи полагают, что уже тогда к наружной стороне придела напротив раки Всеволода Мстиславича была пристроена каменная палатка-часовня, из которой можно было поклониться мощам святого через пробитое в стене придела окно. Первое из чудес Всеволода Мстиславича датировано 1484 г. (о псковском посаднике Елисее, который упоминается в Псковской III летописи под 1475 г.). Большинство чудес повествует об исцелениях от глазной, «студёной» и «огненной» болезней. На Соборе 1549 г. Всеволод Мстиславич был канонизирован к общерусскому почитанию (в Пскове князь почитался под своим крестильным именем Гавриил). Во времена военных испытаний псковичи всегда обращались с молитвой к Всеволоду Мстиславичу: об этом сообщается в древнейшей редакции Повести о Довмонте (вторая четверть XIV в.), а также в псковском летописании (начиная с 1323 г.); имя святого находится всегда рядом с благоверным князем Довмонтом (Тимофеем) Псковским.

 



 
PR-CY.ru