ВЫГОРЕЦКАЯ, ВЫГОВСКАЯ, ПУСТЫНЬ - Страница 2

Как только материальное существование было обеспечено, выговцы обратили серьёзное внимание на устройство школ, мастерских для иконописания, переписывания и оправы книг. Начали посылать в Новгород, Псков и другие города за книгами, иконами, крестами. Особенно много в этом отношении сделал Андрей Денисов. В голодные годы он бывал в Москве, Киеве (учился там в академии), Нижнем Новгороде и многих других городах. Выговцам удалось собрать много старинной церковной утвари и богатейшую по тогдашнему времени библиотеку, в которой наряду со старопечатными было много книг светских, по Священному Писанию, по церковной истории и богослужению, творений святых отцов и др., а также много рукописей. Синод неоднократно обращал внимание на эту библиотеку и пытался отобрать «противные благочестию книги» и свезти их в Петербург. Но выговцам удавалось отстоять свою библиотеку, и только с падением Выга она перешла в ведение епархиального управления. Являясь экономически сильной организацией, сыгравшей видную роль в колонизации Олонецкого края, Выгорецкая пустынь в то же время была крупной нравственно-образующей силой. Выговские наставники привели в систему старообрядческое учение и в значительной степени самостоятельно его разработали. Выг выставил много деятелей, по тому времени весьма образованных и вполне приспособленных к выполнению задач широкой пропаганды. Получившие на Выге образование рассылались по всей России в качестве чтецов, уставщиков и руководителей общин. Отсюда же рассылались книги и иконы. Внешние отношения Выгорецкой пустыни на первых порах сложились сравнительно благополучно. Пётр Великий знал о жизни на Еыге, но ничего не предпринимал к её искоренению. В 1702 г., во время переправы с Белого моря в Онежское озеро двух фрегатов, Петру доложили, что недалеко живут раскольники. «Пускай живут», – сказал Пётр и «проехал смирно, яко отец отечества благоутробнейший». В первое 15-летие XVIII в. выговцы получили от правительства землю и угодья, право вести торговлю, ловить рыбу и зверей, право свободно содержать веру. За все эти льготы выговцы платили двойной оклад и обязаны были «чинить всякое вспоможение по возможности своей» Повенецким заводам. В 1722 г. «для разглагольствия о происходящем церковном несогласии и для увещания» на Выг из Синода был командирован иеромонах Неофит. На предложенные им вопросы выговские расколоучители написали знаменитые «Поморские ответы». Гораздо больше тревог и беспокойства причинила выговцам назначенная в 1739 г., по доносу Ивана Круглого, следственная комиссия, с Самариным во главе. Было выставлено обвинение в немолении за царскую фамилию. Среди самих выговцев этот вопрос произвёл раскол: часть пошла на компромисс, согласившись внести царскую фамилию в свои молитвы (по имени начальника комиссии уступившие получили прозвище самарян), другая часть упорно стояла на своём. Группа наиболее фанатично настроенных не остановилась даже перед самосожжением. Вторая половина XVIII и первая четверть XIX вв. были временем расцвета и процветания Выговского общежительства благодаря терпимости правительства. В царствование Николая I последовал ряд мероприятий, направленных к ослаблению Выга и закончившихся его полным разгромом. Вскоре после командировки в 1835 г. в Олонецкую губернию чиновника Хомутова последовало Высочайшее распоряжение: «В видах ослабления раскола и установления порядка крестьян Повенецкого уезда... сравнять во всём с другими казёнными крестьянами, чтобы ограничить их своевольство, особенно в употреблении излишества доходов от земель и угодий, может быть, и неправильно ими владеемых, для распространения их заблуждений во вред общества». За этим последовали новые повеления: наблюдать, чтобы в богадельнях были только престарелые и дряхлые, колокола с часовен снять и отдать в ближайшие церкви, не дозволять богослужения в ветхих часовнях, не дозволять устройства молелен на кладбищах и пр. В 1838 г. было запрещено проживать на пашенных дворах, а через три года земли этих дворов были совсем отняты у старообрядцев. В 1844 г. на Выг, по распоряжению начальства, переселились 53 крестьянина Псковской губернии, «известные любовью к православию и твёрдые в вере». В 1854 г. Министерство внутренних дел предписало олонецкому губернатору: «...так как все молитвенные здания в Данилове и Лексе построены между 1772 и 1809 гг. и многие из них приходят в ветхость, то остаётся строго наблюдать за исполнением закона, воспрещающего всякие починки и поддержки подобных зданий; под предлогом чрезвычайной ветхости некоторых зданий можно бы их освидетельствовать чрез архитектора и совершенно ветхие запечатать и даже сломать, действуя, однако, так, чтобы жители были убеждены в необходимости этих распоряжений». С 1855 г. началось исполнение этого предписания. Приписанные старообрядцы были выселены по месту приписки. Данилово и Лекса были обращены в селения государственных крестьян, с открытием в каждом православного прихода. Монастыри закрыты, часовни и молельни уничтожены или закрыты, богадельни запечатаны, ограды вокруг селений сломаны, ворота в ограде кладбища запечатаны. Все эти меры, по словам начальства, повергли старообрядцев в уныние, дошедшее до ропота и готовности к волнению, но вследствие малочисленности людей дело ограничилось «одним прискорбием». Общежительство пало, просуществовав около 150 лет, достигнув громадного влияния как в религиозно-нравственном, так и в экономическом и социальном отношениях. Источник: Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993.



 
PR-CY.ru