ВЫГОРЕЦКАЯ, ВЫГОВСКАЯ, ПУСТЫНЬ

ВЫГОРЕЦКАЯ, ВЫГОВСКАЯ, ПУСТЫНЬ – старообрядческая община на р. Выге в Повенецком уезде Олонецкой губернии. Это – «малая речка, истекшая от источника великого: обители Соловецкой». После московских Соборов 1666–1667 гг. многие из руководителей раскола были отправлены в пределы Олонецкой и Архангельской губерний. После разгрома Соловецкого монастыря сюда же бежали многие монахи. Дикие, пустынные места, непроходимые леса, болота, озёра, отсутствие всяких путей сообщения – всё это создавало наилучшие условия для укрывательства от преследования. К выходцам из Соловецкого монастыря присоединялись гонимые приверженцы старины, беглые помещичьи крестьяне и пр. Так в разных местах основывались небольшие селения. Центром этих поселений сделалась община, основанная в 1694 г. на р. Выге. Повествуя о начале Выгорецкой пустыни, её историк, Иван Филиппов, говорит: «Совокупишася в сие общежительство богоизбраннии мужие: Даниил (Викулов, дьячок Шунгского погоста; его именем назывался монастырь), златое правило Христовой кротости; Пётр (Прокофьев, житель гор. Повенца), устава церковного бодрое око; Андрей (Денисов, из князей Мышецких), мудрости драгоценное сокровище; Симеон (Денисов), сладковещательная ластовица и немолчная богословия уста и прочие дивнии мужие, светильницы истинного благочестия и честной добродетели хранилища». Жизнь этих пустынников на первых порах была полна тяжёлых трудов и забот. Они рубили и жгли лес, расчищали гати и сеяли на них хлеб. Осушались болота; проводились дороги. Суровая природа часто оставляла эти труды без всякого вознаграждения. В «зяблые годы» хлеб не созревал, «бысть велия хлебная скудость и глад», и пустынножителям приходилось питаться толчёной соломой, сосновой корой и травой. Неурожаи побудили выговцев искать нового места для поселения. В 1710 г. была куплена с торгов пахотная земля на р. Чаженке, в Каргопольском уезде. Здесь поставили кельи, скотные дворы. Для работ сюда приезжали летом с Выга, а на зиму оставалось несколько человек для ухода за скотом. «Зяблые годы» заставили выговцев обратить серьёзное внимание и на развитие промыслов и торговли. Взяв на откуп Выгозеро, Водлозеро и др., они занялись рыболовством, ездили охотиться на морского зверя на Мурманск, Новую Землю и Шпицберген, а на петровских заводах и на Вытегре построили «постойные хоромы и амбары и своих людей держаша для торга и приезда своих». В Архангельске, в Сибири, на Мезени, в поволжских городах, в Петербурге выговцы завели своих «прикащиков», свои склады и пристани, на Онежском озере построили свою пристань – Пигматку. Выговское общежительство постепенно возрастает, выделяет другой (женский) монастырь на р. Лексе (в 20 верстах), создаёт прочную внутреннюю организацию и, сильное экономически, простирает своё влияние не только на ближайшие скиты, но и на старообрядческие общины по всей России. Во время голода в соседних Олонецком, Каргопольском и Белозерском уездах выговцы принимали, кормили и оказывали помощь всем приходящим. Выговское общежительство представляло собой пример старинного русского самоуправления. Главную роль в управлении играли представители Данилова монастыря, но их влияние было ограниченно. Дела, касающиеся всех скитов, рассматривались на «честном соборе добродетельных мужей». Этот Собор заседал под председательством настоятеля и решал строительные, хозяйственные, торговые, административные и прочие дела. Каждый скит во внутреннем управлении обладал полной самостоятельностью. Дела скита решались общим собранием всех скитников. В некоторых скитах существовала особая мирская изба. Исполнение постановлений общего собрания возлагалось на особых выборных лиц. Особенно подробно была разработана организация управления в Данилове. «Уложение» братьев Денисовых знакомит нас как с правами и обязанностями скитских начальников, так и с внутренним укладом жизни. Административная власть была вручена «киновиарху» (или «большаку»). Ему подчинялись келарь, казначей, нарядник и городничий. Все должностные лица избирались. Внутренний уклад жизни был построен на чисто монастырских началах. Восторженно-религиозные люди, первые руководители общежительства смотрели на земную жизнь как на переходную ступень к будущей, загробной жизни. Считая брачное сожительство блудом, они проповедовали, что для спасения необходимо воздерживаться от половых сношений. С течением времени обнаружились большие затруднения в строгом выполнении безбрачия. Принимался ряд мер к тому, чтобы «разделить сено от огня». Сначала мужская половина была отделена от женской особой стеной, а затем в 1706 г. на р. Лексе была построена «пречестная обитель девственных лиц честного и животворящего креста Господня». Жизнь в этой обители регулировалась тем же уставом, что и на Выге. По «уложению» братьев Денисовых, вся жизнь братии протекала в трудах и молитве: ежедневное богослужение, общая для всех трапеза, чтение во время обеда и ужина, по воскресным и праздничным дням всенощные бдения. В отношении богослужения на первых порах было «вельми скудно». Службу отправляли с лучиной, икон и книг было мало, колоколов не было, и к богослужению созывали ударом в доску. Недостаток в книгах и иконах был, однако, скоро устранён.

 



 
PR-CY.ru