ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТОВО

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТОВО – событие, которое предсказано многими пророчествами Ветхого и Нового Заветов и которого ждут все христиане; одно из основополагающих понятий христианства, заключающее в себе идею неизбежности возвращения на землю Иисуса Христа. Представления о втором пришествии формируют христианскую концепцию истории и доктрину конечности земного мира (см. Эсхатология). Они тесно связаны с учением о последней битве с Сатаной и окончательной победе над силами зла (см. Армагеддон), с идеями справедливого воздаяния, Страшного суда, воскресения умерших и полного торжества христианства. Согласно евангелиям, Сам Иисус Христос неоднократно говорил о Своём втором пришествии на землю (Мф. 16:27; 24:27; 25:31; Мк. 8:38; Лк. 12:40), о нём ясно учат и апостолы (1 Ин. 2:28; 1 Кор. 4:5; 1 Фес. 5:2–6). Поэтому тема «второго пришествия Христова» стала общей для церкви во все времена, вошла почти во все древние Символы веры. Ожидания второго пришествия и представления о предшествующих ему грандиозных потрясениях запечатлены в «Откровении Иоанна Богослова». По ясным указаниям Священного Писания, церковь второе пришествие Христово признаёт чувственным и не смешивает, как иногда делают рационалистические толкователи, с какими-нибудь чрезвычайными, но, тем не менее, невидимыми посещениями Божьими церкви. По словам Иисуса Христа, Его второе пришествие и будет видимо всеми как внешнее (Мф. 24:30; Мк. 13:26; Лк. 21:27). Иисус Христос придёт на землю так же видимо, как видимо вознёсся на небо пред своими учениками (Деян. 1:11). Второе пришествие Иисуса Христа будет славным: Он явится не уничиженным сыном человеческим, как в первый раз, но как истинный Сын Божий, окружённый ангелами, служащими Ему (Мф. 24:30; 16:27; Мк. 8:38; 1 Фес. 4:16 и проч.). Это славное пришествие будет в то же время страшным и грозным, т.к. теперь Христос будет судить мир. Иисус Христос и апостолы не только не указывают определённо день и час второго пришествия, но даже прямо говорят о невозможности для человека знать это (Мф. 24:36; Деян. 1:6–7; 2 Петр. 3:10 и др.). Впрочем, они указали некоторые признаки этого времени: распространение евангельской проповеди по всему миру, всем народам (Мф. 24: 14), оскудение веры и любви к людям (Лк. 18:8; Мф. 24:12) и явление Антихриста. Брань Антихриста с церковью Христовой, по святоотеческому учению, будет продолжаться три с половиной года и с окончанием этого времени совпадёт пришествие Христово. Вера во второе пришествие Иисуса Христа закреплена решениями Вселенских соборов в Символе веры. Учение о втором пришествии Христа в славе и силе во многих богословских текстах обозначается понятием «парусия». Признаками скорого второго пришествия будут знамения – войны, вражда между народами и царствами, повсеместный голод, мор и землетрясения, жестокие преследования христиан, обилие лжепророков, явление лжехристов и Антихриста, умножающиеся беззакония, охлаждение любви между людьми, распространение евангельской проповеди среди всех народов и пр. В раннехристианских общинах было широко распространено убеждение в скором втором пришествии, подкрепляемое некоторыми евангельскими обетованиями (например, Мф. 24:34) и предчувствиями апостолов (например, 1 Фес. 4:15–17). Затем это убеждение ослабело, уступив место вере в неизбежность второго пришествия и неожиданность его наступления. В кризисные эпохи в массовом сознании, а также в некоторых средневековых ересях (например, милленариев, жидовствующих) обострялось предчувствие скорого второго пришествия, сопряжённое с эсхатологическими настроениями. В XIX в. в ряде протестантских течений учение о втором пришествии начало выходить на первый план. Непосредственным следствием этой тенденции стало возникновение адвентизма (см. Адвентисты), провозгласившего близость срока второго пришествия. Основоположники движения Свидетелей Иеговы декларировали, что второе пришествие началось в 1914 г. Для последователей этого движения одним из оснований такого понимания является трактовка новозаветного греческого понятия «парусия» в значении «присутствие». Большинство христианских церквей отвергает правомерность иеговистской интерпретации новозаветных текстов и отрицает учение об уже наступившем втором пришествии. В современном религиоведении допускается, что идея второго пришествия присуща не только христианству. Мифы о возвращении на землю в «конце времён» божественных персон, призванных вынести последний приговор мирозданию, существуют в разных религиях (например, в индуизме). Общей основой таких эсхатологических мифов являются представления о циклах истории, об обновлении творения, возвращении к первоначальному состоянию праведности, к «золотому веку». См. также Хилиазм.

 
PR-CY.ru