Словарь по христианству В ВРЕМЯИСЧИСЛЕНИЕ библейское

ВРЕМЯИСЧИСЛЕНИЕ библейское

ВРЕМЯИСЧИСЛЕНИЕ библейское. Древние евреи считали день от одного заката солнца до другого, и такой счёт принят в Библии, как это видно из определения протяжённости субботнего дня: «от вечера до вечера празднуйте субботу вашу» (Лев. 23:32). Такой счёт сохраняется в церковном уставе и в богослужебных книгах православной церкви. Для обозначения суток, т.е. 24 часов времени, не было особого слова, и в этом случае употреблялось выражение «вечер» и «утро», как это видно из истории сотворения мира (Быт. 1:5). День в собственном смысле слова разделялся на три части: вечер, утро и полдень (Пс. 54:18), которые, в свою очередь, делились на ещё более мелкие части. Вечеров собственно различалось два, из которых один был в самом начале захода солнца, а другой при окончании его, и позднейшие иудейские секты немало спорили между собой относительно точного различения этого деления вечера. Разделения на часы древние иудеи не знали, самое слово «шаа» («час») впервые встречается у пророка Даниила, и притом, скорее, в смысле краткого времени вообще, чем часа в собственном смысле этого слова (например, Дан. 5:5). Уже после Рождества Христова у иудеев вошло в употребление делить день на двенадцать часов, считавшихся от восхода солнца до заката, при этом часы или удлинялись, или уменьшались в своём протяжении, смотря по долготе или краткости дней в летние или зимние месяцы года. До вавилонского плена иудеи делили ночь на три стражи (Пс. 62:7; 89:5): первая стража продолжалась от заката солнца до 10 часов ночи (Плач. 2:19), средняя от 10 до 2 часов ночи (Суд. 7:19) и третья, или утренняя, стража до восхода солнца (Исх. 14:24). После завоевания Палестины римлянами у иудеев вошёл в употребление римский обычай разделять ночь на четыре стражи. Семь дней или суток составляли неделю (Быт. 29:27–28). Седьмой день посвящался Господу – в память покоя Творца после окончания сотворения мира, откуда и дано ему название суббота, т.е. покой (Быт. 2:2; Исх. 20:11). Отдельные дни не имели особых названий, а обозначались просто числами: первый, второй день и т.д., начиная от субботы (Мк. 16:2; Лк. 24:1; Ин. 20:1). Иудеи-эллинисты называли пятницу «приготовлением», т.к. этот день они посвящали приготовлению к празднованию субботы. Суббота имела большое значение в общественной жизни иудеев и строго соблюдалась. Как закатом и восходом солнца определялись дни, так движением луны определялись месяцы (Сир. 43:6–8). Убеждение в лунном характере еврейского года покоится на целом ряде солидных доказательств. Сюда, прежде всего, относится та особенная исключительная роль, которая усвояется в Библии луне: она ставится в ряд великих светил, долженствовавших служить «в знамения, во времена, и во дни и в лета» (Быт. 1:14), и даже прямо называется мерилом времени (Пс. 103:19) в отличие от солнца, которому приписывается только блеск и зной, тогда как за луной признаётся свойство «являть лета и знамения века» и определять «знамение праздника» (Сир. 43:2–7). И действительно, большинство еврейских праздников стояло в зависимости от луны и её фаз, а некоторые даже специально ею обусловливались. Так, оба главных еврейских праздника – «Пасха» вместе с «Опресноками» (Исх. 16:10) и праздником «Кущей» (Лев. 23:34–44; Исх. 23:16; Втор. 16:13–15) падали на полную луну и продолжались до наступления следующей её четверти.

 



 
PR-CY.ru