Словарь по христианству В ВРАТА

ВРАТА

ВРАТА – входы, ведущие из притвора в храм и из храма в алтарь. Главные врата храма называются царскими или красными, в подражание «красным вратам» Иерусалимского храма, упоминаемым в «Деяниях апостолов». Врат в алтарь обычно трое. Средние из них ведут в ту часть алтаря, где помещается престол, и называются царскими. Царские врата православного храма всегда обращены на запад и помещаются напротив алтаря. Называются царскими оттого, что они служат главным входом в земной дом Царя Небесного. Они называются ещё святыми и великими. Входить в них могут только священнослужители. Отворяются они в определённые моменты богослужения, а также на всю пасхальную неделю. В царских вратах, при входе в храм, православные цари снимали с себя корону и оружие, оставляли оруженосцев и телохранителей. Царскими вратами (или святыми) называется также главный вход из церкви в алтарь, главная дверь иконостаса, ведущая в ту часть алтаря, где помещается престол. Через царские врата на литургии входит Царь славы «датися в снедь верным» (название святых им присвоено оттого, что через них выносятся Святые Дары и непосвящённым не дозволяется входить в них). Царские врата называются ещё великими, по сравнению с северными и южными вратами, и по величине благодатных даров, которых в них сподобляются верные, и по великому знаменованию и при богослужении. Открытие царских врат изображает отверзтие небесного царства. В первые века христианства вместо царских врат употреблялась завеса. О «малых завесах» упоминается в литургии апостола Иакова, относящейся к I в. и употреблявшейся в Иерусалимской церкви. Число врат тоже не было постоянным. Иоанн Златоуст поясняет, что завеса служит указанием высокого достоинства алтаря, а Кирилл Александрийский говорит, что открывание обеих половин «завесы» уподобляется отверзению небес. Ныне «завесами» внутри алтаря завешиваются царские врата, которые всегда богато и благолепно украшены резьбой, ваянием и живописью; изображаются обыкновенно лики евангелистов и благовестие Пресвятой Девы Марии. Два других боковых входа в алтарь, по правую и левую сторону царских врат, именуются северными и южными вратами. Северные врата, налево от царских, служат входом в ту часть алтаря, где находится жертвенник. Направо от царских врат находятся южные или полуденные врата, ведущие в ту часть алтаря, в которой прежде был дьяконник (сосудохранильница), от чего южные врата именовались дьяконскими. Северные и южные врата помещаются на одной прямой с Царскими вратами и через них совершаются все священнослужебные выходы из алтаря и входы в него, а именно: выходы – северными, а входы – южными вратами. Украшения боковых врат большей частью состоят в изображениях ликов ангельских и пророческих или в изображениях архидиаконов первенствующей церкви, например, Стефана, Лаврентия и др. К концу XVII в. преграда постепенно обратилась в иконостас. В русской церкви со времени митрополита Макария врата увеличились в высоту и заполнили всё дверное пространство.

 
PR-CY.ru