Словарь по христианству В ВСЕЕДИНСТВА МЕТАФИЗИКА

ВСЕЕДИНСТВА МЕТАФИЗИКА

ВСЕЕДИНСТВА МЕТАФИЗИКА – учение, разработанное в русской религиозной философии XIX–XX вв. Под всеединством понимается конкретное всеобщее, т.е. всеобщее, в котором продолжает жить всё бесконечное многообразие единичного и которое, с другой стороны, целиком присутствует во всяком своём единичном проявлении. Согласно концепции метафизики всеединства, единичное не уничтожается во всеобщем, а находит в нём своё основание, благодаря этому сохраняется реальность различий во всеобщем, но в то же время обеспечивается и тождество в нём всего многообразия единичных состояний. Понятие всеединства не является исключительным достоянием русской философии. Представление о едином первоначале возникает уже в контексте тео- и космогонических учений греческой философии и в построениях первых школ древнегреческой философии. Постепенно понятие всеединства становится одним из основных понятий европейской философии. Оно разрабатывалось в античном платонизме и неоплатонизме (учение о Едином как высшей ипостаси), в христианской средневековой философии (учение о Троице), в философии эпохи Возрождения (учение Николая Кузанского о соотношении «абсолютного» и «относительного» максимумов), в европейской философии Нового времени (учение Бенедикта Спинозы о субстанции, принципы «всеобщей связи» и «предустановленной гармонии» Готфрида Вильгельма Лейбница, учение о соотношении Абсолюта мира у Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля). Тем не менее, центром всех философских построений понятие всеединства оказывается лишь в русской религиозной философии XIX–XX вв. Уже у Алексея Степановича Хомякова (1804–1860 гг.) и Ивана Васильевича Киреевского (1806–1856 гг.) на первый план выходят интуиции «соборности» и «цельного знания», подготовившие систематическое построение метафизики всеединства в философии Владимира Сергеевича Соловьёва (1853–1900 гг.). При этом метафизика всеединства, развитая в русской философии, обладает рядом особенностей в сравнении с аналогичными концепциями западноевропейской философии. В истории европейской философии эволюция представлений о «всеобщности» и его отношении к «единичному» выявила, главным образом, логические характеристики этих понятий. В традиции русской мысли на первом плане оказались судьбы личностей, а также духовных и социальных общностей (и прежде всего, церкви), жизнь которых могла быть осмыслена лишь в понятиях «всеобщего» и «единичного». С этим обстоятельством связан особый интерес русской философии к метафизическим истокам философии (проявляющийся, в частности, во внимании к образу Софии), тяготение к персонализму и символизму как конкретным способам разработки понятия всеединства в качестве целостной философской системы. Первым русским мыслителем, приступившим к систематическому построению метафизики всеединства, был В.С. Соловьёв. В его концепции метафизики всеединства роль центрального элемента и принципа достижения всеединства отводится Софии, которая представляет собой образ, где реально и непосредственно переживается единство идеального и материального, небесного и земного.

 



 
PR-CY.ru