ВОСПРИЕМНИКИ

ВОСПРИЕМНИКИ – лица, которые при крещении взрослых являются свидетелями и поручителями за серьёзность намерения и за правую веру крещаемого, а при крещении младенцев и больных, лишённых дара речи, дают за них крещальные обеты и произносят Символ веры, чем обязуются впоследствии наставлять их в вопросах веры и христианской нравственности. На восприемников возлагается обязанность следить за ростом религиозного и нравственного сознания новокрещёного. В случае необходимости они должны оказывать покровительство своим крестникам или даже брать их на своё попечение. Восприемниками не могут быть совершенные невежды в вопросах веры, явные грешники, иноверцы и монашествующие. Институт восприемничества существует в церкви с древности. О поручителях (лат. susceptores) упоминает теолог и апологет Тертуллиан (около 155 – около 220 гг.). Свидетельство о поручителе, участвовавшем в приёме нового члена в христианскую общину, содержится в так называемом «Апостольском предании» (III в.), хотя здесь речь идёт не о восприемничестве в собственном смысле слова, поскольку поручитель участвовал в оглашении, а не в самом крещении. Участие поручителя (восприемника) в крещении зафиксировано 45-м (54-м) правилом Карфагенского собора (419 г.): «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственной ответственностью». Функции восприемников подробно описаны в трактате «О церковной иерархии» «Ареопагитик» (V–VI вв.). По обычаю древней церкви, в крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это вытекало из естественного чувства стыдливости («чтобы преподание несокрушимой печати совершалось благоприлично»). Но впоследствии в крещении, которое, по учению церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с плотским рождением, стали участвовать одновременно и восприемник, и восприемница – крёстные отец и мать. Кодекс императора Юстиниана I (534 г.), запрещающий брак между восприемником и воспринятой, ещё не рассматривает возможность брака между восприемницей и восприемником. Этот обычай распространился на Западе в VIII в.; он легко вошёл в жизнь церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев. Против двойного восприемничества выступал Римский епископ Лев I Великий (440–461 гг.). Впоследствии Майнцский собор 813 г. осуждал эту практику, но она прочно укоренилась. Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В Русской православной церкви он распространился уже в XIII в. Этой практике противодействовали митрополиты Киприан (Цамблак; 1376–1406 гг.) и Фотий (1408–1431 гг.), но после XV в. участие в крещении младенца двух восприемников (крёстного отца и крёстной матери) не встречало больше возражений со стороны церковной власти. Богослов и  философ Гуго Сен-Викторский (1096/1097 – 1141 гг.) в сочинении «De sacramentum» («О таинствах») свидетельствует, что в католической церкви случались трое восприемников. Большинство католических Соборов XIII–XIV вв. допускали двух крёстных и крёстную для крещаемого и двух крёстных матерей и крёстного для крещаемой (эта практика преобладала в XV в.). Число восприемников детей из знатных семей нередко доходило в отдельных местах (например, в Венеции) до двадцати и даже до сотни, что обеспечивало этим детям множество покровителей и подарков. Тридентский собор (XVI в.), запретив такую практику, определил, что крещаемый должен иметь одного крёстного отца или крёстных отца и мать. До восприемничества допускается не всякое лицо. Родители крещаемого не могут быть восприемниками своих детей. Случаи восприятия родителями своих детей от купели имели место в древней церкви, но это встречало осуждение со стороны церковной власти, и было запрещено императором Юстинианом I Великим (527–565 гг.), Римским епископом Львом I Великим, а также Майнцским собором 813 г. В Номоканоне при Большом Требнике указывается, что восприемник своего ребёнка разлучается со своей женой, матерью ребёнка, поскольку они становятся кумовьями, т.е. приобретают духовное родство, которое выше родства плотского. Если муж и жена становятся крёстными одного какого-то ребёнка, они не должны вступать в плотское общение, в противном случае они отлучаются на 17 лет от причащения, им предписывается по ста земных поклонов ежедневно и сухоядение в среду и пятницу («прощающий же сих да будет проклят»). По указам Святейшего Синода от 23 мая 1836 г. и от 27 августа 1837 г. восприемниками не могут быть лица, не достигшие церковного совершеннолетия – 15 лет для мужчин и 13 для женщин (в католической церкви – 16 лет).

 



 
PR-CY.ru