Словарь по христианству В ВОСКРЕСЕНЬЕ

ВОСКРЕСЕНЬЕ

ВОСКРЕСЕНЬЕ – день недели, в который христианская церковь со времён апостольских (Деян. 20:7; 1 Кор. 16:2; Откр. 1:10) празднует воспоминание Воскресения Христа (Мк. 16:1–6). Этот день, следуя за субботой иудеев, был в их неделе первым днём, в который, согласно христианской традиции, последовало Воскресение Спасителя, что дало повод перенести празднование с субботы, дня покоя после сотворения мира, на воскресенье – день его пересоздания. В честь воскресения Иисуса Христа на третий день после Его распятия день назван воскресеньем у русских. В остальных славянских языках этот день называют «неделей», т.е. днём, когда «не делают», не работают; примерно так же этот день назывался и в древнерусском языке, на что указывает этимология названия первого дня недели в современном русском языке (понедельник – «после недели»). Во многих христианских конфессиях в этот день христианам нельзя работать (или же работа считается нежелательной). Основанием этого полагают четвёртую заповедь, данную Богом Моисею в числе других Десяти заповедей: «день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя» (Исх. 20:10). По мнению многих христиан, праздничный день в раннем христианстве был перенесён с субботы на воскресенье; альтернативный взгляд (которому следуют некоторые протестанты) сводится к тому, что эта заповедь отменена, а празднование воскресенья установлено как новый праздник, не связанный с четвёртой ветхозаветной заповедью. В связи с этим в некоторых консервативных христианских семьях в воскресенье считается грехом работать самому или делать что-либо, требующее чьей-то ещё работы (например, покупать товары). Исключение составляет только деятельность служб, обеспечивающих поддержание постоянной жизнедеятельности – жилищно-коммунальных служб, больниц. Однако такое воззрение более характерно для стран Запада, но не для России. В иудаизме, согласно заповеди Ветхого Завета, священным днём является суббота (Шабат). Во многих языках разница между Шабатом и субботой не видна, но в некоторых европейских языках существует разница между субботой и Шабатом. Православная церковь также проводит различие между Шабатом (субботой) и Божьим днём (воскресеньем). Римская католическая церковь так мало вкладывает в эту разницу, что многие католики (по крайней мере, в разговорной речи) следуют протестантской практике называть воскресенье Шабатом. Воскресенье является официальным выходным днём во многих странах мира: в России, во всех странах Европы, Северной и Южной Америки. В некоторых других странах, где официальной религией является ислам (а также в Израиле) воскресенье является будним рабочим днём. У многих народов воскресенье было днём, посвящённым Солнцу (богу Солнца). Это было характерно, в частности, для дохристианских верований Египта, и было заимствовано Римской империей через название дней недели (воскресенье называлось «dies Solis», т.е. «день Солнца»). Это название перешло от римлян к германским племенам, и в германских языках слово «воскресенье» буквально означает «день Солнца». В Индии воскресенье называется «Равивар» – «день Солнца». Согласно иудейскому календарю, основанному на Ветхом Завете, воскресенье считается первым днём недели: он наступает после субботы, которая (согласно Исх. 20:10) считается седьмым днём. Христианство первоначально заимствовало порядок дней недели из иудейского календаря. Сначала этот день носил разные названия: «первый день недели» (1 Кор. 16:2; Деян. 20:7), «день Господень» (Откр. 1:10; Игнатий, Послание к Магнезийцам, гл. 9). Автор послания Варнавы (конец I в.) говорит о том, что христиане «в радости проводят восьмой день, в который Иисус воскрес из мёртвых» (гл 15). Иустин Мученик говорит о «дне после Сатурнова дня, т.е. дне Солнца». Считать дни по неделям и называть их именами планет в Римской империи стали приблизительно с I в. н.э. Это было время влияния иудейства и процветания культа Митры, который знал и практиковал почитание семи планет в семь дней недели и главной из них, солнца – в dies Solis (день Солнца), особенно торжественно. Ввиду того, что культ Митры – Солнца занял в империи выдающееся место, христианство было вынуждено приспособиться к освящённому им наименованию дней так же, как оно поставило и некоторые свои праздники в связь с датами праздников этого культа, например, Рождество Христово 25 декабря – день рождения Митры. В некоторых европейских языках (в славянских, в немецком, в финском, в исландском) до сих пор название «среда» («середа», середина недели) напоминает, что некогда среда была средним днём недели, поскольку неделя была не семидневной, как в настоящее время, а пятидневной. Такой она была и в Римской империи, пока император Константин Великий (323–337 гг.) ни ввёл (в 321 г.) семидневную неделю и назначил воскресенье (день Солнца) первым днём недели и днём отдыха и поклонения. В наше время и в странах бывшей Российской империи, и в странах Европы воскресенье считается последним днём недели. Это обстоятельство отражено и в международном стандарте, согласно которому первым днём недели считается понедельник, а воскресенье – последним. Первым днём недели воскресенье до сих пор считается в Израиле (а последним – суббота, священный день в иудаизме), а также в США и в Канаде. Первым днём недели воскресенье считают и в некоторых странах Африки. По григорианскому календарю первый год столетия не может начинаться с воскресенья, а еврейский календарь исключает такую возможность и для всякого другого года. Если месяц начинается с воскресенья, то тринадцатое число в нём приходится на пятницу.

 
PR-CY.ru