ВОСКРЕСЕНИЕ - Страница 7

Для Иерусалимского епископа Кирилла (315–386 гг.) Воскресение Иисуса Христа – это «диадема победы над смертью», сменившая терновый венец и увенчавшая Христа в момент Его Воскресения. В факте Воскресения Христова святыми отцами отмечаются две самые главные истины: человеческое естество, воспринятое Спасителем, воскресло «силой обитающего в Нём и соединившегося с Ним Божества» и «перешло в состояние нетления и бессмертия», «отложив тление со страстями». Победа Христа над смертью в святоотеческих творениях обычно изображается через Его победу над адом. Ад, по мысли Иоанна Златоуста (около 347 – 407 гг.), «посрамлён» сошедшим в него Господом, «умерщвлён», «низложен», «связан». Воскресший Христос, говорит Григорий Богослов (329–389 гг.), «отразил жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам». Используя образный язык, Иоанн Дамаскин (около 675 – до 753 гг.) уподобляет смерть хищной рыбе, которая, подобно аду, заглатывает грешников. «Поглотив Тело Господне, как приманку, (она) пронзаётся Божеством, как бы крючком уды, и, вкусив безгрешного и животворящего Тела, погибает и отдаёт назад всех, коих некогда поглотила». Воскресение мёртвых почитается догматом одинаково у православных, у католиков и протестантов. У католиков догмат о воскресении мёртвых получил окончательную формулировку на IV Латеранском соборе (1215 г.). Фома Аквинский (1225–1274 гг.), утверждавший вслед за Аристотелем целостный образ человека в формуле «anima forma corporis», учил, что душа в себе неразрешима и в смерти отделяется от тела; предполагает воскресение тела. Так, за исключением «чистилища», учила и евангелическая традиция. Современная теология подчёркивает отличие библейского учения о воскресении мёртвых от идеи бессмертия души. Карл Штанге, Вальтер Кюннет, Эмиль Бруннер, Карл Барт, Гельмут Тилике А. Шлаггер подчёркивали, что только в надежде на воскресение может быть удовлетворена серьёзность смерти, ответственность целостного человека, полная отосланность к Божественной благодати, а также исключён ложный дуализм души и тела. Радикальный акцент на идее воскресения в развитой евангелическими теологами так называемой теории полной смерти целиком отбрасывает идею бессмертия души. Эта эсхатологическая концепция (см. Эсхатология) говорит о новом сотворении человека Богом «ex nihillo». Между смертью и воскресением человек «сам по себе» не существует, в это время он – ничто, но полностью сохранён в верности и любви Бога. У католиков сохраняется противоположная протестантской теория «полной смерти» позиция, которая предполагает традиционный диастаз тела и души, и представление об эсхатологическом (происходящем в последнее для личности и человечества время) их разделении и новом соединении. Она закреплена в катехизисе католической церкви. Материалистической философией отрицается сама возможность воскресения умершего человека. Как предполагают современные религиоведы, в представлениях о воскресении выявляется то, что человек выходит в надежде за пределы своего существования и сохраняет непреходящей свою индивидуальность. Итак, согласно христианскому учению, основу догмата о Воскресении составляют слова Самого Иисуса Христа: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). Именно на них строится всё новозаветное пасхальное благовестие. Христос указывает также на то, что Он не только сама Жизнь (Ин. 14:6), но и Источник жизни, «ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26). Смерть, безраздельно господствующая над падшим человечеством, не имеет власти над Сыном. И, хотя Он проводит через врата смерти Свою человеческую природу, подчиняясь условиям греховного существования, смерть не может удержать Его. Она всесильна лишь в мире, который «лежит во зле» (1 Ин. 5:19). Перед Христом же она проявляет своё полное бессилие. Иисус Христос воскресает Сам и воскрешает других как Начальник жизни (Деян. 3:15). Тайна Воскресения, во всей силе и славе явленная в пасхальную ночь, начинает открываться уже на Кресте. Крест Христов – это не только орудие позора, но и знамение победы и торжества. Иоанн Златоуст пишет: «Мы совершаем сегодня празднество и торжество, ибо Господь наш на Кресте пригвождён гвоздями». Смерть Иисуса Христа разрушает само основание смерти, вырывает, по апостолу Павлу, её «жало» (1 Кор. 15:55). Кирилл Александрийский (376–444 гг.) даже называет смерть Христа «корнем жизни». Своей смертью на Кресте Христос попирает смерть (тропарь праздника святой Пасхи). Поэтому «сила Воскресения» есть именно «Крестная сила», «непобедимая и неразрушимая, и Божественная сила честнаго и животворящаго Креста». На Кресте Господь «возносит нас на первое блаженство», и «Крестом приходит радость всему миру» (Флоровский. О смерти крестной).

 



 
PR-CY.ru