ВОСКРЕСЕНИЕ - Страница 11

В палеологовскую эпоху иконография Воскресения Иисуса Христа претерпевает некоторые изменения: вводится большое число персонажей, в гробах изображаются воскресающие люди в саванах, композиция приобретает более порывистый и динамичный характер (например, церковь Святой Троицы монастыря Сопочани (Сербия), около 1265 г.). В монастыре Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (1316–1321 гг.) Воскресение Иисуса Христа помещено в конхе апсиды пареклесиона: Христос, стоящий на сорванных дверях ада, в миндалевидном сияющем ореоле, обеими руками держит Адама и Еву, изображённых восставшими из саркофагов; справа за Евой стоит Авель с пастушьим посохом, слева за Адамом – цари и пророки. Этот иконографический извод получил широкое распространение в XIV–XVI вв., в том числе в русских памятниках, например, в росписи церкви великомученика Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде (над Христом ангелы держат крест, увенчанный лавровым венком – знак победы над смертью), на псковских иконах (XIV, XV XVI вв.). Последние имеют ряд особенностей: Христос изображается в красных одеждах, наружное кольцо мандорлы заполнено серафимами и херувимами; в пещере ангелы связывают сатану; сорванные с петель двери ада изображены вертикально стоящими внизу, а вверху над ними (под мандорлой) – раскрытые двери рая, куда устремлены взоры праведников; по наружному краю пещеры идёт стена с башнями; над ореолом – ангелы. Литературной основой композиции «Сошествие во ад» являются апокрифические тексты, наиболее полное отражение в иконографии получили «Евангелие Никодима» и «Слово Евсевия о сошествии во ад Иоанна Предтечи». «Евангелие Никодима» составлено от лица воскресших сыновей Симеона Богоприимца, которые, как и все ветхозаветные праведники, находились в аду и были свидетелями предшествовавших событий и самого сошествия во ад Спасителя. Ад в этом повествовании действует как персонаж, разговаривающий с сатаной. Воскрешение Лазаря встревожило ад, опасавшийся, что Христос разрушит его темницы. Ад укрепил железными вереями свои двери, но сошедший туда Спаситель сорвал двери, сокрушил все запоры и осветил тёмные от века пространства. Перечисляя пророков и праведников, бывших в аду, автор рассказывает и о том, что происходило в раю во время Воскресения Христа, о том, как Он вручил крест разбойнику, о разговоре с Ним пророков Еноха и Илии. В «Слове Евсевия о сошествии во ад Иоанна Предтечи» рассказывается о проповеди, которую Иоанн Креститель принёс в мрачные обители, о неприятии этой проповеди грешниками и о радости праведников. Диалоги Иоанна Предтечи с пророками находят отражение в надписях на свитках в руках пророков (например, на иконе XIV в.). В конце XIV в. иконография Воскресения Иисуса Христа, основанная на апокрифических повествованиях, обогащается мотивами, почерпнутыми из аскетической литературы, количество персонажей увеличивается. В ореоле вокруг Христа изображаются ангелы со светильниками, с названиями добродетелей и с копьями, которыми они поражают демонов в пещере ада; над демонами написаны названия пороков, побеждаемых соответствующими добродетелями; над ореолом – ангелы с крестом, в пещере – ангелы связывают сатану. Таким образом, Воскресение Иисуса Христа изображается как победа над смертью и её причиной – грехом. Эта композиция повторяется в ряде икон XIV–XVI вв. (конец XIV в., из Коломны; письма Дионисия, 1502 г., из Ферапонтова монастыря; XVI в.). В XVII в. получает распространение усложнённая иконография Воскресение Иисуса Христа, где помимо «Сошествия во ад» изображается «Восстание Христа от гроба» и ряд сцен от Страстных сюжетов до Вознесения. Как и в ранневизантийских памятниках, в этих композициях на первый план выходит историческое повествование. Христос, окружённый ореолом славы, изображается дважды: над открытым гробом с пеленами и сходящим в ад. На иконе «Воскресение – Сошествие во ад» (1640 гг.) слева от Христа, стоящего над гробом, вниз к вратам ада устремляется сонм ангелов; из ада выходит множество людей, среди которых Ева, Христос, держа одной рукой Адама, другой указывает вверх на райские врата; праведники с развёрнутыми свитками в руках движутся к райским чертогам вслед за крылатым Иоанном Предтечей; в раю – благоразумный разбойник перед пророками Енохом и Илией; вокруг размещены сцены: «Распятие», «Положение во гроб», «Явление ангела жёнам», «Явление Христа Мариям», «Пётр у пустого гроба», «Встреча в Эммаусе», «Уверение Фомы», «Явление на море Тивериадском», «Вознесение». В дальнейшем иконография «Сошествие во ад» вытесняется композицией «Восстание Христа от гроба». Следуя западноевропейским гравюрным и живописным образцам, художники изображают обнажённого Христа в препоясании, с флагом в руке, парящего над гробом в окружении облачного сияния (например, икона XVII в., церковь Покрова в Филях; икона «Благовещение с клеймами», XVIII в.; икона XVIII в., Иркутский художественный музей).



 
PR-CY.ru