ВОСКРЕСЕНИЕ

ВОСКРЕСЕНИЕ – представление о восстановлении или воссоздании живого целостного человека, идентичного и подлинного как в своей личности, так и в существенных характеристиках своей природы, после его действительной смерти, разрушения личностного единства души и тела и частичного либо полного разрушения тела. Понятие о бессмертии и продолжении бытия человека после разрушения тела существует почти у всех народов. Представления египтян и индусов о загробном существовании выражены учением о переселении душ. В египетских Текстах пирамид речь идёт не столько о воскресении, сколько о воссоединении сущностей царя, их пробуждении к жизни. В даосизме с III в. до н.э. существовало учение, согласно которому уже в этой жизни в человеке может взращиваться начало бессмертия. После смерти тело благочестивого человека занимает своё обиталище среди бессмертных; определённые ритуалы должны были обеспечить духам предков новые тела для вечной жизни. По ведическому воззрению, при кремации земное тело распадается и превращается (как и психические функции) в различные элементы, а мёртвый получает прославленное тело. В брахманах и упанишадах кремация тела отождествляется с жертвоприношением. Особые церемонии готовят жертвователю небесное тело, к которому умерший (atman) восходит с дымом погребального костра. У иранцев в древности также была вера в воскресение. Из всех древних народов персы имели наиболее определённые представления о воскресении людей (и притом о воскресении тел). Они считали, что все мёртвые будут воскрешены Ахурамаздой, и притом в их прежних телах, которые воссоздаются из элементов природы, кости – из земли, кровь – из воды и проч. Однако источники, которые на это указывают подробнее, являются значительно более поздними. Согласно «Бундахишну», воскресение произойдёт в соответствии с порядком творения, спаситель Саошиант в конце времён пробудит и вновь соединит со своими телами сначала первочеловека Гайомарта, затем первую человеческую пару, а после этого всех мёртвых. На вопрос Заратуштры, как может быть вновь собрано тело, растерзанное дикими зверями и птицами, Ормузд отвечает сравнением с разломанным ящиком, который легче исправить, чем заново создать из ничего. Греки знали только о недеятельном и безрадостном состоянии мёртвых в царстве теней, из которого освобождались только герои и полубоги. Впрочем, им не чуждо было понятие о зависимости загробного существования от земной жизни о воздаянии за гробом добрым и злым по делам их: первые удостаиваются блаженства в Елисейских полях, вторые подвергаются мукам в Тартаре. Представления евреев о загробном существовании в древние времена не отличались определённостью; их представления о шеоле, где обитают умершие, так же смутно, как и понятия древних греков. Вплоть до эллинистического периода религия древних евреев, отражённая в текстах Библии, не знала воскресения мёртвых. Впоследствии эти представления о загробном существовании определились. Этому могло способствовать знакомство с персидским учением. Вера в воскресение мёртвых выражена ясно и определённо в Псалмах и книге Иова (Иов. 19:25–27), у пророков Исаии (26:19), Иеззекииля (37:7–10) и Даниила (12:2–3). Наиболее раннее свидетельство о вере в воскресение из мёртвых находится в созданном в III в. до н.э. «Апокалипсисе Исаии». В главе 53 Книги пророка Исаии воскресение слуги Яхве свидетельствует верность Богу Завета. В книге Даниила (12:2–3) утверждается, что воскреснут не только праведники, но и грешники. Эта вера была доступна не одним только избранникам, но была общим достоянием народа (2 Макк. 7; Ин. 11:24; Мф. 22:23; Мк. 12:18 и пр.). Но все ли люди воскреснут или только добродетельные, когда произойдёт воскресение мёртвых, какой образ примут воскресшие и многие другие частные понятия у евреев не были точно сформулированы. Из понятия «воскресение» исследователи исключают представление о восхищении или вознесении (Быт. 5:23–24; 4 Цар. 2:1, 11). Более поздние библейские тексты содержат высказывания, что Яхве верен своему завету избрания и вновь пробудит к жизни своих умерших избранников. Это воскресение (вернее, пробуждение) относится не столько к личному существованию, сколько к обозначенным поимённо представителям избранности и завета с Яхве (например, Давид). Воскресение совершается «духом Яхве», который веет над полем как жизнетворный ветер. Вскоре идея воскресения была расширена в связи с описанным в апокалиптике грядущим всемирным судом. Воскреснут не только праведные для блаженства, но и все люди должны быть пробуждены от смерти, чтобы отвечать перед Божьим судом. В эфиопской «Книге Еноха» указывается, что для суда будут воскрешены все мёртвые, находившиеся в преисподней, праведные и безбожные. Исключение составят лишь убитые грешники, которые своей смертью уже принесли достаточное искупление за свою вину и потому больше не должны представать перед судом. В конце дней земля должна отпустить покоящихся в ней мёртвых, чтобы они могли прийти к престолу Высочайшего (сирийский «Апокалипсис Варуха» 51:1–3; «Четвёртая книга Ездры» 7:32).

 



 
PR-CY.ru