Словарь по христианству В ВОПЛОЩЕНИЕ

ВОПЛОЩЕНИЕ

ВОПЛОЩЕНИЕ – ключевое понятие в христианском учении о спасении, состоящее в том, что предвечное Слово (Логос), Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, восприняло человеческую природу. Вера в факт Воплощения служит основанием христианского исповедания Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека. Систематическое изложение учения об Иисусе Христе как конкретном историческом Лице, соединившем в Себе Божество и человечество, и рассмотрение связанной с этим утверждением богословской и исторической проблематики составляют задачу и содержание христологии. Изложение учения о Воплощении требует ответа на три вопроса: 1) почему воплотился именно Сын Божий, а не другое Лицо Святой Троицы; 2) в чём заключалась цель воплощения и 3) как необходимо представлять сам образ воплощения. Судя по некоторым данным Откровения, причина Воплощения именно Сына Божьего скрывается в том положении, какое Он занимает в тринитарной жизни Божества, рассматриваемой в её отношении к тварному бытию. Согласно христианскому учению, Откровение Бога в мире (хотя и совершается с участием всех Лиц Святой Троицы) имеет известный порядок, заключающийся в том, что всё исходит от Отца, осуществляется через Сына и завершается в Святом Духе. Таким образом, второй Ипостаси принадлежит посредствующая деятельность в истории Откровения: через Сына (зиждительная причина) мысль и воля Отца (первоначальная причина) изводится в бытие, находя завершение в Святом Духе (совершительная причина). В качестве такого посредствующего деятеля в истории Откровения Сын Божий и изображается в Священном Писании как Логос, Слово Отца, через которое «всё начало быть» (Ин. 1:3), или как Премудрость, Которую имел Бог началом Своих путей прежде Своих созданий и Которая была при Нём Художницей, когда Он полагал основания земли (Притч. 8:22; 3:19; Прем. 9:1, 2, 9). Являясь посредником в творении, Логос остаётся посредником всякого Откровения и в дальнейшей истории мира. Через Него в мир изливается жизнь, исходящая от Отца; Он является источником божественного света для человечества, источником истинного познания Бога и общения с Ним (Ин. 1:4). В силу своего вечного определения быть жизненным принципом творения Логос не прекращает своего действия в нём и после того, как последнее через грех отпало от общения с Богом. Вследствие грехопадения Его деятельность в мире изменяет только свой характер, становясь, согласно предвечному определению спасения, спасающей деятельностью, начальным проявлением которой и была история ветхозаветного Откровения. Обетования и прообразы Ветхого Завета (закон и пророки) – всё это были действия спасения, которые устраивались Сыном Божьим. От Него же исходили лучи света, светившие и во тьме язычества (Ин. 1:5). Все те семена истины и правды, которые здесь находились, были насаждены тем же Логосом. Проходя таким образом через всю историю мира, эта деятельность Сына Божьего как Спасителя должна была, в конце концов, завершиться таким актом, в котором идея спасения находила бы своё полное осуществление, т.е. актом, через который человечество возводилось бы в своё первоначальное состояние полного богообщения. Таким завершительным актом и было Воплощение. В этом намечается и ответ на вопрос о цели воплощения, которое есть акт не просто посредствующей деятельности Сына Божьего, принадлежащей Ему с самого начала в истории Откровения, а является актом посредствующей деятельности – спасающей, т.е. обусловленной возникновением греха в мире. Сама по себе посредническая деятельность Сына Божьего не предполагает необходимо Его воплощения, и если оно было предопределено как один из её моментов от вечности, то лишь как возможность, которая стала действительностью только после грехопадения человека. Такая условность божественного предопределения допускается потому, что в противном случае необходимо было бы признать предопределение и падения (к такому выводу и приходят кальвинисты, признающие безусловное предопределение воплощения Сына Божьего). Если же грех не был делом необходимости, то мы должны признать, что в свободе человека была дана возможность и вполне нормального развития. По идее творения человек мог, оставаясь в общении с Творцом, раскрыть заложенную в нём реальную возможность духовно-телесного прославления по тому образу, по которому он был создан (и который показал в лице воскресшего Христа). При условии такого нормального развития свободы деятельность Сына Божьего имела бы по существу тот же характер, какой она имеет по отношению к ангелам, утвердившимся в служении Богу. Но поскольку на земле явился грех, явилась и необходимость воплощения как единственного средства восстановить первоначальное общение человека с Богом, в Котором действие Божьей любви, не нарушая законов правды, могло бы сочетаться со свободой самого человека. Таким образом, необходимость воплощения может пониматься только с амартологическо-сотериологической точки зрения. Ещё в Средние века Рупрехтом (ум. в 1135 г.) и И. Весселем (ум. в 1488 г.) был высказан взгляд (очень распространённый среди новейших протестантских богословов), отрицающий необходимую связь между воплощением и грехопадением.

 



 
PR-CY.ru