ВОЛЬТЕР, Франсуа-Мари Аруэ дэ - Страница 7

В сочинении «Deui et les hommes, oeuvre theoligique, mais raisonnable» (1769 г.; в рус. переводе «Бог и люди»), опираясь на ньютоновскую физику, Вольтер постулирует существование «высшего Механика», уподобляя природу часовому механизму, а также рассматривает происхождение, сущность и социальную роль различных религий, главным образом, христианства и иудаизма. Разделяя позиции сенсуализма Джона Локка и натурфилософии Исаака Ньютона, Вольтер называл теологией всякую внеопытную метафизику. На самом основании он отвергал учение Рене Декарта (1596–1650 гг.) о вечной душе и врождённых идеях как своеобразную теологию. Таким образом, Вольтер упрекал как механицистов, так и теологов. Первых – за одностороннее сведение всех природных явлений к математическим законам. Вторых – за некритическое учение (наподобие теории о божественных атрибутах). По его мнению, подлинная философия должна быть автономна от механицизма и теологии. Метафизические рассуждения, по утверждению Вольтера, заключают в себе некоторую долю вероятности. Философия строит лишь правдоподобные гипотезы, выполняя эвристическую функцию, и не должна претендовать на точное знание. Вольтер однозначно коррелирует теологию и политическую борьбу. Теологи «питают честолюбивые чаяния главарей сект, но кончается это обычно тем, что они стремятся стать во главе партий». Эффективность отношений господства предполагает «фанатизм народа», поэтому каждая «партия» имеет определённую религию. Теология преследует частные корпоративные интересы и не выходит на уровень интересов общества в целом. Подлинная же мера добра и зла – благо общества, следовательно, мораль не может быть связана с «теологическим мнением». Общество в целом нуждается не во многих теологических религиях враждующих «партий», а, скорее, в одной естественной (государственной) религии, которая представляет собой философскую веру в Бога (деизм). Если теологическая религия – «мать фанатизма, гражданских раздоров, враг рода человеческого», то государственная религия – основа порядка и законодатель общественной морали. Мировая история видится Вольтеру высшим судом человеческих мнений. Поскольку все действия людей основываются на каких-то убеждениях, борьба мнений выступает в форме движущего фактора исторического процесса. Именно поэтому история народа оказывается неотделимой от его культуры, нравов и обычаев. В работах «Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе народов», «Размышление об истории», «Философские письма» и др. Вольтер углубил и расширил представления о прошлом и настоящем человечества, решительно отвергая господствующую концепцию происхождения цивилизации от маленького народа, жившего в Палестине. Он указывал на высокую культуру Древнего Египта, включая в мировой исторический процесс индусов, арабов, китайцев, персов. Порывая с европоцентризмом, философ рассматривал Восток не как страшный и варварский мир, но как обитель высокой культуры, мудрости, гуманизма. Исследуя эволюцию религии, Вольтер пришёл к идее создания единой «естественной религии». Он полагал, что хотя все существующие религии непостоянны, изменчивы, остаётся одна общая «естественная», в которой поклоняются верховному Божеству, представляющему собой не что иное, как справедливость. Вольтер категорически отвергал идеи провиденциализма (истолкование истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога). По его мнению: а) далеко не всё в истории может складываться к лучшему; б) исторический процесс являет собой не более чем хаос единичных событий, где каждое событие вызвано определёнными причинами – но во взаимодействии этих причин невозможно уловить какую-либо закономерность. Вместо теологического рассмотрения истории Вольтер предлагал иной – философский. В связи с этим он ввёл в научный оборот термин «философия истории». Излагая историю христианства, он развивал идеи представителей французской исторической школы. Призыв Вольтера «Раздавите гадину!» – впервые прозвучавший в письме к д’Аламберу в октябре 1760 г., был направлен против католической церкви. Не менее знаменита и другая его крылатая фраза, относящая к 1769 г. – «Если бы Бога не существовало, Его следовало бы выдумать». В религии Вольтер видел силу, способную охранять институт частной собственности, общественный уклад и нравственные ценности европейской цивилизации. Его идеи вызвали к жизни широкое просветительское движение XVIII в., вольтерьянство, сущность которого составляли пафос ниспровержения авторитетов, свободомыслие и антиклерикализм. Просветительская деятельность Вольтера затронула все основные культурные феномены своего времени, включая религию, государство и историю Лит.: Избранные произведения. М., 1947; Бог и люди. Т. 1–2. М.,  1961; Философские повести. М., 1985; Философские сочинения. М., 1989.



 
PR-CY.ru