ВОЛЬТЕР, Франсуа-Мари Аруэ дэ

ВОЛЬТЕР, Франсуа-Мари Аруэ дэ (1694–1778 гг.) – французский философ, историк, романист, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей, один из основоположников Просвещения, провозвестник пенитенциарной реформы, осуществлённой в годы Французской революции; известен преимущественно под именем Вольтер (анаграмма Arouet le jeune – младший). Вся его жизнь, особенности его темперамента, система взглядов, основные черты таланта сделали Вольтера символом передовой мысли своего времени. Он стал олицетворением передовой литературы и философии своего времени не потому, что был самый радикальный мыслитель. Напротив, его воззрения, отмеченные определённой умеренностью, по глубине и смелости явно уступали взглядам таких современников, как Дени Дидро (1713–1784 гг.) или Жан-Жак Руссо (1712–1778 гг.). Однако на протяжении своей долгой и бурной жизни Вольтер не оставил без внимания, пожалуй, ни одного волновавшего общественные круги вопроса. К тому же его восприимчивость к чужим мыслям была поистине замечательной, и Вольтер, пуская в обращение собственные оригинальные мысли, одновременно синтезировал и популяризировал чужие, верно подмечая их потенциальные возможности. Он пропускал эти новые идеи через своё сознание, делал их своими и пересказывал ярко, доступно и остроумно. Если Вольтер и не был глубоко оригинальным мыслителем, то блистательным писательским талантом он обладал в полной мере. Он был, прежде всего, писателем. Однако не только восприимчивость и оперативность вместе с писательским талантом сделали Вольтера популярным. Важно было как то, какие идеи он пропагандировал, так и то, кому эту пропаганду он адресовал. Писатель зло издевался над церковью, обличал мракобесие, тиранию, религиозный фанатизм, высмеивал безосновательное тщеславие аристократов, смеялся и над самодовольством мещан. Революционным и реакционным крайностям он стремился противопоставить интерес к передовым научным идеям, независимость суждений, свободомыслие и антиклерикализм, остроумие до дерзости и некий аристократизм духа, который и привлекал к Вольтеру столь разных представителей тогдашнего общества. Через увлечение идеями Вольтера прошли многие его современники, почти все мыслители и писатели нескольких следующих поколений. Он оодился в Париже, в семье нотариуса. В семь лет потерял мать, шесть лет провёл в иезуитском коллеже Людовика Великого в Париже. Когда юный Аруэ в 1711 г. вышел из коллежа, практически мыслящий отец устроил его в контору адвоката Аллена изучать законы. Однако он гораздо живее интересовался поэзией и драмами, вращаясь в кругу вольнодумцев-аристократов (так называемое «Общество Тампля»), объединившихся вокруг герцога Вандома, главы Ордена мальтийских рыцарей. После многочисленных житейских передряг Аруэ со свойственной ему порывистостью и безоглядностью принялся сочинять сатирические стихи, которые метили в регента, герцога Орлеанского. Эта затея, естественно, закончилась заточением в Бастилии. Там ему предстояло провести одиннадцать месяцев, и говорят, что, желая скрасить долгие часы в тюремной камере, он положил начало своей будущей прославленной эпической поэме «Генриада» («Henriade»). Его трагедия «Эдип» (1718 г.) имела шумный успех на сцене «Комеди Франсэз», и её 24-летний автор был провозглашён достойным соперником Софокла, Корнеля и Расина. Написанная на традиционный сюжет, она вводила в театр новую, просветительскую проблематику, прежде всего, настойчиво проводимое писателем через все пьесы осуждение произвола деспотической власти и религиозного фанатизма. В «Эдипе» Вольтер развенчивал образ монарха, который оказывался отнюдь не справедливым, способным на ошибки и не чуждым жестокости. Подчёркивал писатель и зависимость героя от суеверий, насаждаемых жрецами (этим он разоблачал клерикализм). Тем самым пьеса приобрела гражданственное звучание. Автор без ложной скромности добавил к своей подписи аристократическое «де Вольтер» (под этим именем он и достиг славы). Он вступил в литературу в бурные годы, последовавшие за смертью Людовика XIV (1643–1715 гг.), когда долго таившееся недовольство выплеснулось наружу, когда получила широкое распространение поэзия не столько смелая, сколько озорная, нарочито эпатировавшая устоявшиеся вкусы и мнения. Вольтер и начал с подобного «лёгкого стихотворства», с едких сатирических стишков и салонных эпиграмм, которыми он создавал своеобразные эпикурейски-весёлые и скептически-едкие примечания к истории своей эпохи. Как лирику малых форм, ему, несомненно, принадлежит одно из первых мест в литературе того времени. Вольтер в стихах «на случай» был не только жизнерадостным и изящным, но и философствующим и поучающим, поэтому даже его любовные стихотворения продиктованы не столько сердцем, сколько разумом. Исподволь, как бы невзначай он касался в них серьёзных тем. Это был его шутливый комментарий к занимавшим его философским, научным и политическим вопросам. Привычные формы галантной лирики рококо он наполнял просветительским содержанием.

 



 
PR-CY.ru