ВОЛХВЫ

ВОЛХВЫ – у восточных славян жрецы, мудрецы, обладающие знаниями тайных сил природы и занимающиеся наблюдением за небесными светилами. В древнерусской традиции волхвы являются представителями языческого жреческого сословия, которые занимались знахарством, колдовством и ворожбой. Они могли делать как добро, так и зло, например, заговаривать скотину, насылать порчу, привораживать и пр. Волхвы определяли календарь – точные сроки молений и заклинаний с целью воздействия на природные силы. Им приписывали волшебные превращения в животных, влияние на облака, вызывание затмение луны и солнца. Они занимались чародейством, совершали магические действия с водой и отварами из трав, которые подавались в специальных сосудах – чарах. Были волхвы универсальные, руководившие соблюдением обрядов, волхвы-кузнецы, которые считались мудрецами («коварство» происходит от «ковать» и раньше обозначало мудрость, умение). Волхвы знали особую символику и переносили её на изготавливаемые амулеты. У славян женщина также могла относиться к волхвам. Позже, в XVI–XVII вв., волхвами стали называться знахари более мелкого, локального масштаба, которые должны были знать обряды, ритуальные песни, календари, целебные свойства трав и заговоры. Они передавали их наряду с мифами и сказаниями от поколения к поколению. В древности волхвы (или так называемые маги) пользовались большим влиянием. Их мудрость и сила заключались в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. По степени культурного развития народа его волхвы (или мудрецы) могли представлять собой разные степени «мудрости» – от простого невежественного знахарства до действительно научного знания. Родина волхвов – Древний Восток. Волхвы (или маги) являются в качестве особого класса у мидян и персов. В христианской традиции – это египетские и персидские волхвы, которые занимались также магией, толкованием снов, ворожбой. В Библии они неоднократно осуждаются за волшебство, поскольку в Библии нашло отражение соперничество иудеев с Древним Востоком. В Новом Завете – это персонажи повествования о Рождестве Иисуса Христа. Поскольку Спаситель не был признан иудеями, то Его должны были признать восточные маги. Согласно рассказу евангелиста Матфея (Мф. 2:1–12) о рождении Мессии, в правление царя Ирода I Великого (73/74 – 4 гг. до н.э.) в Иерусалим пришли некие волхвы, чтобы поклониться Младенцу, поскольку они «видели звезду Его на востоке». Их вопрос: «Где родившийся Царь Иудейский?» – вызвал переполох при дворе Ирода, увидевшего угрозу своей власти, а также волнения в народе. Что это были за люди, из какой страны и какой религии – на это евангелист не даёт никаких указаний, но дальнейшее заявление этих волхвов, что они пришли в Иерусалим, потому что видели на Востоке звезду родившегося Царя Иудейского, которому и прибыли поклониться, показывает, что они принадлежали к разряду тех восточных волхвов, которые занимались астрономическими наблюдениями. Посоветовавшись с первосвященником и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия, на основании предсказания пророка Михея (Мих. 5:1–2). Узнав от волхвов о времени появления звезды, Ирод просил их сообщить ему, когда найдут Младенца, якобы для того, чтобы также пойти и поклониться Ему. По пути в Вифлеем волхвам вновь явилась звезда, которая «вела их» вплоть до дома, где был Младенец. «И, войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою» (Мф. 2:11–12). Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою власть, приказал убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2, 16). Евангельское событие поклонения языческих магов Божественному Младенцу становится предметом размышлений многих толкователей уже в самых ранних памятниках христианской литературы, т.к., следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как несовместимые с представлением о свободе воли и стремится опровергнуть их перед лицом эллинистической культуры. Во всей библейской литературе только евангелист Матфей употребляет термин «magoi» в позитивном смысле, относя его к группе людей, совершающих благочестивый поступок. Понятие «маг», «волшебник» в Ветхом Завете всегда имеет негативный оттенок: заклинатели мёртвых (Лев. 20, 6; 2 Пар. 33, 6); прорицатели при египетском (Быт. 41, 8, 24; Исх. 7, 11, 22; Исх. 9, 11) и вавилонском (Дан. 1, 20; Дан. 2, 2; Дан. 4, 4; Дан. 5, 7, 11, 15) дворах. Дважды словом «magoi» в Деяниях апостолов (Деян. 8, 9 и Деян. 13, 8) также в негативном смысле названы астрологи и заклинатели.

 



 
PR-CY.ru