ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - Страница 3

В другом месте Филастрий говорит, что Вознесение справляется именно на 40-й день, причём ему предшествует и последует пост. Как полагают исследователи, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста – до или после Пятидесятницы. К VI в. было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся сорока дням Великого поста. К V в. практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно. Например, Августин Блаженный (354–430 гг.) называет «четыредесятницу Вознесения» («Quadragesima Ascensionis») праздником «древнейшим и повсеместным». С течением времени была составлена особая служба на этот праздник. Она состоит, между прочим, из канонов, принадлежащих знаменитому церковному песнопевцу Иоанну Дамаскину (около 675 – после 753 гг.). На Западе с праздником Вознесения связывались в древности разные обычаи и обряды. Так. Для наглядного представления народу события Вознесения Христа на небо в некоторых римско-католических церквах совершается поднятие статуи Христа до самого потолка храма, сопровождаемое разными церемониями и песнопениями. Самым ранним дошедшим до нас изображением Вознесения Господня является рельеф на деревянных дверях (около 430 г.) церкви Санта-Сабина в Риме: стоящий Христос со свитком в руке окружён символами Евангелистов в медальонах, по сторонам фигуры буквы A и Ω, внизу – Богоматерь, над Ней два апостола держат крест в круге. Этот образ Богородицы традиционно истолковывают как символическое изображение церкви; подобная трактовка сохраняется и по отношению к памятникам Средневековья. Описание Вознесения в Священном Писании и изображение этого события в христианской иконографии отличаются одной важной чертой, свидетельствующей о том, что в основе иконографии лежит литургическая традиция, прославляющая триумфальное вознесение плоти Христовой на небеса. На рельефе и на всех последующих изображениях в центре композиции представлена Богородица. О Её присутствии при Вознесении Господнем свидетельствует церковное Предание: творения Отцов церкви, тексты службы праздника Вознесения. На ампуле Монцы представлена полностью сложившаяся композиция: мандорлу с возносящимся Христом, который сидит на престоле, поддерживают четыре ангела, внизу изображена Богоматерь оранта и двенадцать оживлённо жестикулирующих апостолов. На миниатюре Евангелия Раввулы Христос со свитком в руке стоит в ореоле, под ним – колесница пророка Иезекеиля (тетраморф и колёса), два ангела поддерживают ореол, два других подносят победные венки, внизу, в центре, – Богоматерь, по сторонам – ангелы и апостолы, в том числе апостол Павел с книгой в руках. В миниатюрах Псалтири Вознесение Господне иллюстрирует несколько псалмов. Так, в Хлудовской Псалтири на миниатюре к Пс. 23:9–10 («Возмите врата князи ваша») стоит Христос в сиянии, мандорлу несут два ангела, в небесном сегменте – двери; на другой, к Пс. 46, 7 («Взыде Бог в воскликновении»), Христос сидит на радуге. Последний тип изображения стал наиболее распространённым. В храмовых росписях Вознесение Господне помещается в куполе или на сводах. В XII в. в композиции увеличилось число ангелов, которые несут ореол с возносящимся Христом. В церкви великомученика Георгия в Курбинове (Македония), 1191 г., в мандорле Христа изображены фантастические облачные фигуры зверей и рыб. Сцена Вознесения на миниатюре из «Слов» Иакова Коккиновафского (XII в.) представлена в интерьере 5-купольного храма, в люнете которого – «Сошествие Святого Духа», в боковых пространствах – пророки Исаия и Давид с развёрнутыми свитками. На иконах XV в. Богоматерь, стоящая фронтально, обычно представлена не с воздетыми руками, а с раскрытой ладонью перед грудью. Встречающееся у русских паломников («Хождение игумена Даниила», начало XII в.) описание камня с оставленными на нём, по преданию, отпечатками стоп Спасителя оказало влияние на сложение иконографии Вознесения Господня в псковских иконах XVI в., где этот камень изображён на горе, под мандорлой возносящегося Спасителя.



 
PR-CY.ru