ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ - Страница 6

Это указание присутствует во всех последующих русских изданиях Типикона, включая современный. Во многих студийских и иерусалимских Типиконах 14 сентября (т.е. в день Воздвижения) указывается память кончины Иоанна Златоуста, но его последование в этот день обычно отменяется из-за неудобства соединять вместе две торжественные службы. Как правило, его память переносится на 13 ноября (так и по принятому в настоящее время Типикону). Однако в ряде студийских и иерусалимских Типиконов всё же дан устав соединения последований Воздвижения и святителя; часто дозволение соединять последования даётся только храмам, посвящённым Иоанну Златоусту. В южно-итальянских редакциях Студийского устава последование святителя переносится на повечерие или полунощницу. Богослужение праздника Воздвижения во всех студийских памятниках совершается по праздничному чину; на вечерне бывает вход, и читаются паремии (те же, что в Типиконе Великой церкви); на утрене – чтение из гл. 12 Евангелия от Иоанна, к которому прибавляется «Воскресение Христово видевше» (чем подчёркивается связь Крестной смерти Иисуса Христа и Воскресения Христова); в конце утрени бывает чин воздвижения креста; литургийные чтения – те же, что и в Типиконе Великой церкви. В экстраординарной форме латинского обряда богослужение начинается накануне вечерней праздника, если 14 сентября приходится на воскресенье или совершается как праздник первого класса. Обычно же начинается с утрени, которая имеет три ноктюрна. На первом положено чтение из Книги Чисел (Числ. 21:1–9). Первый ноктюрн завершается протяжным респонсорием, в котором упоминается возвращение креста из Персии при императоре Ираклии: «Haec est arbor dignissima, in paradisi medio situata, in qua salutis auctor propria morte mortem omnium superavit. V: Crux praecellenti decore fulgida, quam HERACLIUS imperator concupiscenti animo recuperavit». На втором ноктюрне историческое чтение о возвращении креста. На третьем ноктюрне чтение из проповеди папы Римского Льва I Великого (440–461 гг.). В миссале имеется собственный формуляр для праздничной мессы. Богослужение открывается интроинтом Nos autem на слова из послания апостола Павла к Галатам (6:14). Первое чтение из послания к Филиппийцам (Фил. 2:5–11), при чтении которого положено коленопреклонение на словах: «Чтобы в имени Иисуса преклонилось всякое колено». Второе чтение из Евангелия от Иоанна (Ин. 12: 31–36). В целом, собственные тексты Святые Мессы и оффиция во многом подобны тем, что используются в страстное время (две недели до Пасхи). Изображения события обретения креста императрицей Еленой известны с IX в. Как правило, это миниатюры, композиционной основой которых является не историческая сцена с патриархом Макарием, а чин воздвижения креста в соборе Святой Софии в Константинополе. В Псалтирях указанным образом нередко иллюстрируется псалом 98. Воздвигает крест на амвоне святитель Иоанн Златоуст. Его память приходится на 14 сентября, и он считается одним из основоположников царьградской богослужебной традиции. Вероятно, данные обстоятельства и объясняют появление этого изобразительного сюжета. Обряд воздвижения креста в Святой Софии с участием в нём императора подробно описан в трактате «О церемониях византийского двора» середины X в. Однако изображения василевса в этой сцене появляются только в палеологовскую эпоху. В русских иконах ХV–ХVI вв. изображение воздвижения креста получает дальнейшее развитие. Многолюдная сцена предстаёт на фоне одноглавого храма, в центре на полукруглом амвоне стоит патриарх с под¬нятым над головой крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы, справа под киворием – царь и царица, на первом плане – певцы. Самое раннее изображение такого извода, имеющего большую популярность, сохранилось на таблетке из новгородского собора Святой Софии (конец XV в.). Другой вариант того же сюжета представлен на иконе 1613 г. из монастыря Бистрица в Румынии: царь и царица стоят по сторонам от патриарха, молитвенно вытянув руки. Этот изобразительный вариант развился под влиянием парных изображений равноапостольных Константина и Елены с крестом в руках, известных с X в. (росписи церквей в Каппадокии).



 
PR-CY.ru