ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ - Страница 4

Большое количество песнопений, посвящённых Кресту, свидетельствует о выделении Воздвижения в самостоятельный праздник. После X в. древняя иерусалимская литургическая традиция уступила место константинопольской. В Константинополе праздник Обновления иерусалимских церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме; с другой стороны, почитание Креста Господня, начавшееся ещё при императоре Константине и особенно усилившееся после победного возвращения креста императором Ираклием из персидского плена, сделало Воздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного Востока, Воздвижение окончательно превзошло праздник Обновления. По различным спискам Типикона Великой церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX–XII вв., праздник Обновления иерусалимских церквей 13 сентября – однодневный или даже вовсе не отмечен. Праздник Воздвижения 14 сентября, напротив, представляет собой 5-дневный праздничный цикл, включающий 4-дневный период предпразднства 10–13 сентября и день праздника 14 сентября. Особое значение придаётся также субботним и воскресным дням до и после Воздвижения, которые получили свои литургийные чтения. Поклонение кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября – женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем. На четвёртый день поклонения, т.е. 13 сентября, на утрене на Псалом 50, на третьем антифоне литургии и вместо литургийного Трисвятого предписано петь тропарь второго плагального, т.е. шестого, гласа. В одном из списков Типикона указаны и литургийные чтения для каждого из этих четырёх дней (10 сентября: 1 Кор. 2:6–9, Мф. 10:37–11:1; 11 сентября: 1 Кор. 1:10–18, Ин. 3:16–21; 12 и 13 сентября: Еф. 2:14–22, Ин. 12:25–36a), а также тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя» и «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» вместо литургийного Трисвятого. В день праздника 14 сентября богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме первого, конечного и входного («Господи, воззвах»), отменены) с чтением трёх паремий (Исх. 15:22–26; Притч. 3:11–18; Ис. 60:11–16; каждую из паремий предваряют прокимны – из Пс. 92, 59 и 73 соответственно); в конце вечерни – тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя». Ради праздника служили паннихис. Утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»); к Пс. 50 припевали не один, а шесть тропарей; после великого славословия совершался чин воздвижения Креста. После окончания воздвижения и поклонения кресту начиналась Божественная литургия. Антифоны литургии отменялись – сразу пели тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», заменявший собой Трисвятое. На вечерне в день Воздвижения пели прокимен из Пс. 113. Очень подробно священнодействия и обряды, сопровождавшие поклонение кресту, описаны в Дрезденском списке Типикона Великой церкви XII в. Согласно этому списку, Древо Креста приносили в храм Святой Софии уже 9 сентября, где его запирали в одном из помещений катехуменов (т.е. на хорах). С 10 по 13 сентября крест ежедневно выносили вниз в храм, где во время между началом утрени и окончанием литургии происходило поклонение ему. После вечерни и паннихис накануне праздника упомянуты пение праздничного кондака и лития (крестный ход) из храма на одну из городских площадей с пением «Вознесыйся на Крест волею». На площади возглашали сугубую ектению, после чего снова с пением «Вознесыйся на Крест волею» возвращались в храм, где произносились просительная ектения, главопреклонная молитва и отпуст; в продолжение ночи устраивалось поклонение кресту на катехуменах. Порядок тропарей на Пс. 50 утрени несколько отличается от других списков Типикона; в чине утрени присутствуют заимствования из монастырских уставов. Чин воздвижения креста, совершавшийся во время великого славословия и предварявшийся торжественным принесением креста в алтарь, описан подробнее, чем в других списках. После чина воздвижения с пения «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» вместо Трисвятого начиналась Божественная литургия; в конце литургии крест, «предшествуемый множеством народа», уносили во дворец. Константинопольский реликварий с Древом Креста был в XIII в. похищен крестоносцами (как полагают исследователи, так называемая Лимбргская ставротека и есть тот самый реликварий). Праздник Воздвижения получил свой окончательный вид в IX–XII вв.

 



 
PR-CY.ru