ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ - Страница 3

Латинский паломник из Северной Африки архидиакон Феодосий, побывавший в Палестине около 530 г., объяснял начинавшееся в Иерусалиме 15 сентября (видимо, дата указана неточно) семидневное празднование тем, что именно в тот день был найден крест святой Еленой, и упоминал о традиции показывать народу сам крест в течение этих дней. К VI в. на Востоке имел распространение обычай возвышать крест 14 сентября (более универсальный, чем праздник Обновления, где первостепенное значение имеет место празднования – иерусалимский храм). Например, о возвышении креста, совершённом в день 14 сентября в церкви города Апамеи Сирийской в начале VI в., упоминает церковный историк Евагрий Схоластик (531/535 – 594 гг.). Само слово «воздвижение» среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527–565 гг.), автора похвального слова кресту, которое должно читаться на праздник Воздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября – это дата праздника Воздвижения и Обновления, установленного Отцами церкви по повелению императора. По другому преданию, происхождение праздника относится к более позднему времени. Как полагают исследователи, к VII в. тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 (или 615) г., повлекшего за собой пленение креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, Софроний Иерусалимский в проповеди говорит, что не знает, почему в эти два дня (13 и 14 сентября) Воскресение предшествует кресту, т.е. почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует празднику Воздвижения, а не наоборот, и что причину этого могли знать более древние епископы. Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия I (610–641 гг.) над персами и торжественного возвращения креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей креста 6 марта и в Кретопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днём перед Воздвижением. В Иерусалимском уставе (начиная с ранних его редакций) появляется указание на пост в день Воздвижения. Монах Чёрной горы Никон Черногорец (ум. в 1092 г.) в «Пандектах» писал, что пост в день Воздвижения нигде не обозначен, но является общепринятой практикой, причём в соборных храмах постятся один день, а в монастырях два дня, включая 13 сентября. По Иерусалимскому уставу в день Воздвижения дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы. В сохранившемся в армянском переводе иерусалимского Лекционария начала V в. главным праздником остаётся Обновление. На второй день праздника (т.е. в день Воздвижения), 14 сентября, все собираются в Мартириуме, и там крест показывают всем собравшимся; повторяются те же антифон и чтения (прокимен из Пс. 64; 1 Тим. 3:14–16; аллилуиарий со стихом из Пс. 147; Ин. 10:22–42), что и в первый день. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария V–VII вв. праздник Обновления 13 сентября также продолжается восемь дней. Второй день, 14 сентября, уже имеет особое название – «день Воздвижения Креста». В этот день в третьем часу (9 часов утра по современному счёту, т.е. после утрени) совершается чин воздвижения Креста и поклонения ему, после чего сразу следует Божественная литургия. На литургии Лекционарий указывает тропарь (видимо, входной) «Христа печать» со стихом из Пс. 27; чтения (Притч. 3:18–23; Ис. 65:22–24; Прем. 14:1–7; Иезек. 9:2–6; 1 Кор. 1:18–25; аллилуиарий со стихом из Пс. 45; Ин 19:16b–37); тропари на умовение рук и на перенесение Даров. Эти моменты в чине иерусалимской литургии апостола Иакова сопровождались особыми песнопениями – «Глас пророка Твоего» и «Ангелов лики Тебя славят». Также указан прокимен на вечерне в день Воздвижения (из Пс. 97). Праздник Обновления в Лекционарии является началом нового цикла литургийных чтений, воскресенья вслед за ним носят названия первого, второго и т.д. по Обновлении. В Иадгари (грузинский перевод иерусалимского Тропология – собрания гимнографических произведений), отражающим палестинскую литургическую практику VII–IX вв., праздник Воздвижения является вторым днём 8-дневного торжества в честь Обновления иерусалимских церквей. Последование Воздвижения включает ряд стихир (на «Господи, воззвах» и на хвалитех), два полных канона со вторыми песнями (без указания гласа, начало: «Изведшему нас из уз смерти, воспоём Христу» и «Воспоём Единородному Сыну»; во вторых–четвёртых, восьмых–девятых песнях канонов указаны начала тропарей ещё и третьего канона, а в седьмой насчитывается сразу четыре группы тропарей); для литургии в Иадгари указаны те же тропари, прокимен и аллилуиарий, что и в грузинском переводе иерусалимского Лекционария.

 



 
PR-CY.ru