Словарь по христианству В ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ – один из главных христианских праздников, из числа двунадесятых; празднование 14 сентября. В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Особенностью службы этого праздника является перенесение во время праздничного богослужения креста из сосудохранительницы на престол во время вечерни, а затем его вынос на середину храма для поклонения. После того как свершились события, считающиеся величайшими в истории человечества, – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христа, крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. святые места, связанные с земной жизнью Христа, оказались в забвении; на некоторых были построены языческие храмы в честь Венеры и Юпитера. Обретение креста произошло в царствование равноапостольного императора Константина I Великого (323–337 гг.). По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также крест, чудесное явление которого явилось для Константина знаком победы над противником. Это была очень трудная задача. За два столетия перед тем император Адриан (117–138 гг.) приказал совершенно завалить пещеру Гроба Господня, чтобы сделать место Его распятия и погребения неузнаваемым. Несмотря на это, произведённые Еленой раскопки увенчались успехом: пещера Гроба Господня была найдена, и неподалёку от неё были открыты три креста и даже доска с надписью, которая, по свидетельству евангелистов, находилась на кресте Иисуса Христа. Греческие церковные историки, а также латинские авторы повествуют, что крест был найден в Иерусалиме во время пребывания там Елены. Такое сказание разрешало бы, по мнению исследователей, вопрос о происхождении праздника, но оно значительно подрывается тем обстоятельством, что отец церковной истории Евсевий Кесарийский (около 263 – 340 гг.), присутствовавший на освящении храма, построенного Константином на месте страданий Христа, описывающий путешествие Елены на Восток для «поклонения стопам Спасителя», не обмолвился ни одним словом об обретении креста Еленой. Подробности сказания нарастали постепенно. Сохранились три различные версии предания об обретении креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, как полагают исследователи, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского; IVв.), крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвождён. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Иисус, Иерусалимский епископ Макарий I (312/314 – 333/334 гг.) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню, и крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения (от этого поднятия или «воздвижения» и получил своё название праздник). Другая версия предания об обретении креста, возникшая в Сирии в первой половине V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что крест был найден женой императора Клавдия II (269–270 гг.) Протоникой. Третья версия (также возникшая, как полагают исследователи, в V в. в Сирии) сообщает, что Елена пыталась узнать место пребывания креста у иерусалимских иудеев, и, в конце концов, один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, но после истязаний указал место – храм Венеры. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста. Явить крест Христа помогло чудо – воскрешение через прикосновение к нему мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак (ум. в 363 г.) и стал епископом Иерусалима. Впрочем, церковные историки не упоминают ни об одном епископе Иерусалима с таким именем в IV в. (по одной версии, он пребывал на престоле во время изгнания Кирилла при Юлиане Отступнике). Несмотря на древность первой версии предания об обретении креста, в средне- и поздневизантийскую эпоху наиболее распространённой стала третья версия. В частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения, согласно современным богослужебным книгам православной церкви. Первое известие идёт от Кирилла I Иерусалимского (350–386 гг.): в его время «древо крестное по частям роздано уже всей вселенной». Затем путешественница к святым местам Сильвия Аквитанская около 385 г. свидетельствует, что при ней торжественно праздновалось в Иерусалиме освящение храмов Воскресения на Голгофе, и что в тот же день вспоминалось и обретение креста.

 



 
PR-CY.ru