ВОЗДАЯНИЕ

ВОЗДАЯНИЕ – в большинстве религий вознаграждение или наказание человека за совершённые им действия, мысли или слова в соответствии с их моральной ценностью. Воздаяние возможно как в земной жизни, так и в потустороннем мире. В большинстве политеистических религий момент воздаяния связывался с судом мёртвых и последующим загробным существованием души (например, суд Осириса в Древнем Египте). В индобуддийских религиозных представлениях воздаяние коррелируется с понятием кармы (положительной или отрицательной), которая определяет земное существование всех живых существ, последующие благие и неблагие формы рождения. Причём закон кармы – это безличный закон причинно-следственных отношений, распространённых на сферу психики и морали. В иудаизме с появлением представления о Боге как Личности воздаяние становится Его преднамеренным деянием и исключительным правом (например, это отражено во Втор. 32:35–39), что становится особенностью всех монотеистических религий. Это вызывает к жизни проблему божественной справедливости и теодицеи. Эквивалентное воздаяние издавна считалось одним из непременных требований справедливости, без него представлялось невозможным требовать от людей выполнения определённых норм поведения. Одной из самых ранних трактовок этой темы является Книга Иова с её сомнениями в познаваемости божественного замысла, допускающего страдания праведников в земной жизни. Решение этой проблемы, предложенное в средневековой иудейской философии, таково: за некоторые поступки человек получает награду и воздаяние в этом мире, а за большую часть своих поступков воздаяние последует в мире грядущем, хотя характер этого воздаяния человек не в силах описать. Кроме этого, тема воздаяния в иудаизме связывается в позднебиблейский период с историческими судьбами народа Израиля, апокалиптические бедствия которого (особенно в изгнании) являются проявлением коллективного воздаяния за грех. Одновременно в пророческий период развивается эсхатологическая идея (см. Эсхатология) всеобщего суда, что приобретает особое значение в позднейшем иудаизме, христианстве и исламе. В христианстве это связывается с проблемой спасения или осуждения и постепенно конкретизируется в представление о частном и Страшном суде, которые являются двумя этапами божественного воздаяния. В целом в христианстве проблема воздаяния приобретает ярко выраженный этико-практический характер, что подчёркивается в большинстве вариантов проповеди. При этом воздаяние понимается преимущественно как личная ответственность человека за совершённое им в этой жизни, а вера в «загробную жизнь» и «Божий суд» выдвигается как единственная гарантия и предпосылка нравственного образа жизни людей на земле. Однако в ряде вариантов протестантизма (в частности, в пуританстве) реанимируется и иудейская тема коллективной ответственности народа Божьего, в качестве которого понимается община (церковь). Принцип воздаяния используется и в праве (наказание сообразно с мерой преступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей. В морали проблема справедливого воздаяния возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных.

 
PR-CY.ru