ВОЕННЫЕ КУЛЬТЫ

ВОЕННЫЕ КУЛЬТЫ – верования и ритуальные практики, направленные на обеспечение религиозными средствами успешных результатов военной деятельности. Военные культы относятся к наиболее архаичным и распространённым формам религиозной жизни. Значительный вес, особенно на ранней ступени развития военных культов, имеет магия. Практики архаических военных культов опирались на веру в то, что определённые магические действия могут, с одной стороны, защитить от врага, а с другой – оказать смертоносное воздействие на противника. Древнейшие свидетельства существования военных культов прослеживаются по археологическим материалам. Так, раскопки могильников показывают, что погребальные культы древних народов включали особые обряды захоронения, предполагавшие, например, погребение с умершим набора вооружения, боевого коня, принесённых в жертву пленников. Древние письменные памятники и этнографические данные указывают, что архаические военные культы включали танцы, элементы аскезы (например, временные запреты на половые отношения), молитвы, заговоры, песни. Примером древней военной песни служит сохранённая в Библии «песнь Деворы» (Суд. 5), датируемая около XII в. до н.э. В песни, которую воспела после победы над врагами Девора (пророчица, а также «шофет», «судия», т.е. племенная предводительница древних евреев), прославляется Яхве, даровавший победу над могучим противником. Распространённой практикой военных культов было использование оберегов (апотропеев), которые были призваны уберечь воина от ран и смерти. Важным элементом военных культов выступали воинские инициации – «обряды перехода» юношей в положение воинов, зачастую сопровождавшиеся испытаниями на силу и боевые навыки, на стойкость к боли. Военные культы восходят к верованиям и практикам первобытных коллективов, для которых война была общим делом всех, кто мог держать в руках оружие. Поэтому и отправление военных культов было делом всего архаического сообщества, хотя некоторые обряды или операции (например, изготовление оберегов) могли быть прерогативой древних жрецов (колдунов, шаманов и т.п.), военных предводителей (вождей). Усложнение общественной жизни, выделение военной деятельности в особый род специализации, а воинов и военачальников в особый социальный слой способствовали дальнейшему развитию военных культов. Особые воинские сообщества, существовавшие зачастую как замкнутые корпорации, вырабатывали соответствующие их образу жизни мифологию, пантеон, верования и ритуалы. Характерным примером такой воинской корпорации был древнегерманский воинский союз – братство берсеков («ряженых под медведя»). Медвежья шкура или шкура волка – атрибут берсека, обозначавший не просто принадлежность к мужскому братству, но именно особую природу воина, магически причастного зверю, а через него – богу войны. В северогерманской мифологии волки Гери (Жадный) и Фреки (Прожорливый) выступали спутниками бога Вотана – Одина. Вотан-Один изображался в образе одержимого яростью предводителя воинского братства. У берсеков было своё мифологическое соответствие – эйнхерии, славные воины Вотана-Одина, пирующие в Вальхалле в ожидании великой битвы с демонами.

 



 
PR-CY.ru