ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО - Страница 8

Министерство обороны Украины планировало ввести штатные должности военных капелланов, однако до недавнего времени идея создания военного духовенства считалась преждевременной и вредной, т.к. военное руководство не хотело переносить в армию существующие межрелигиозные противоречия. Институт военного духовенства (военных капелланов) есть в Вооружённых силах ряда государств. Например, в США их насчитывается свыше 3300, во Франции – свыше 500, в Великобритании, Германии и республике Корея – по 400, в Италии и Польше – по 200. Военные капелланы входят в штат практически каждой части в Испании, Канаде, Португалии, Дании, Норвегии, а в Бельгии и Нидерландах они служат во всех соединениях, до бригады включительно. В Вооружённых силах США один штатный капеллан приходится на 700–800 чел. личного состава, в бундесвере – на 1500 военнослужащих (в фашистском вермахте каждый военный священник обслуживал 3 тыс. солдат и офицеров, в кайзеровском рейхсвере – 6 тыс.), в южнокорейской дивизии семь военных капелланов (пять протестантов, один католик и один буддист) приходится на 10 тыс. военнослужащих. Наибольшей численностью и разветвлённостью характеризуется служба военных капелланов США. До середины XIX в. она состояла исключительно из протестантских священников, позже на службу были допущены и католики. Ныне в составе военного духовенства США 2500 протестантских капелланов, 700 католических, 50 – иудейских (раввинов), 30 – православных, а также исламских, буддийских и др. Они обслуживают верующих военнослужащих – представителей более 140 различных религий. В 1980 гг. в рядах корпуса военных капелланов армии США появились священнослужители-женщины. Деятельностью службы военных капелланов руководит совет капелланов при заместителе министра обороны по личному составу, членами которого являются три главных капеллана видов Вооружённых сил (армии, авиации и флота). Американские военные капелланы являются офицерами штабов, носят военную форму, специальные знаки отличия и имеют воинские звания. Военно-религиозная служба издаёт журнал «Military Chaplain’s Review», бюллетени главных капелланов видов Вооружённых сил, а также свыше 2 тыс. протестантских, католических и иудаистских периодических изданий. Служба военного духовенства в Вооружённых силах Индии построена по американскому образцу, однако военными священниками могут быть представители только пяти вероисповеданий – индуисты, мусульмане, сикхи, буддисты и христиане. Военно-церковная служба бундесвера создана в 1956 г. и включает управление евангелической церкви по делам бундесвера и управление католического военного епископа, а её управление осуществляется евангелическим и католическим епископами, которые через деканов при штабах военных округов и флота руководят работой корпусных, бригадных и гарнизонных военных священников. Военные священники бундесвера на период работы в войсках находятся в статусе государственных служащих и не являются кадровыми военными. В Израиле военный раввинат создан одновременно с образованием Армии обороны Израиля в 1948 г.; организационно военный раввинат входит в структуру Генерального штаба. Военные раввины проходят обычную военную подготовку и получают офицерское звание. Раввины не представляют религиозных услуг солдатам других религий, но помогают им в соблюдении религиозных предписаний своей веры, т.к. кроме иудеев в армии служат христиане, друзы, мусульмане и др. В Вооружённых силах исламских государств также имеется институт военного духовенства, в составе которого муллы. Например, религиозно-идеологическая обработка иранских военнослужащих возложена на политико-идеологическое управление Объединённого штаба Иранской армии, руководителем которого является один из представителей высшего духовенства. Несмотря на то, что религия во многих странах мира занимает важное место в морально-психологической подготовке военнослужащих, всё большее количество учёных и часть общественности светских государств считают институт военного духовенства и военно-религиозные службы историческим атавизмом. Это связано с тенденциями секуляризации общественного сознания, свободомыслия, увеличения числа новых религиозных движений и внеконфессиональных верующих. Военному духовенству становится всё труднее объяснять военнослужащим цели участия Вооружённых сил в операциях против других стран и на чужих территориях. В результате наблюдается падение интереса военнослужащих к военному духовенству, хотя в целом его влияние на военнослужащих ещё достаточно велико. Актуальные вопросы совершенствования духовно-пастырской работы, обмен опытом военного духовенства (в том числе в миротворческих акциях и операциях по борьбе с международным терроризмом) регулярно рассматриваются на ежегодных европейско-североамериканских конференциях военных капелланов.



 
PR-CY.ru