ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО - Страница 7

С 1907 по 1918 г. его настоятелем и благочинным береговых команд Черноморского флота был священномученик протоиерей Роман Медведь. В соборе лейб-гвардии Измайловского полка во имя Святой Троицы (заложен в Санкт-Петербурге 13 мая 1828 г., архитектор В.П. Стасов) хранились трофейные турецкие знамёна, захваченные во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. В 1886 г. перед собором была установлена колонна Славы, отлитая из 108 турецких пушек. В 1911 г. в Санкт-Петербурге у Морского кадетского корпуса был возведён храм-памятник Спас на Водах. На стенах были укреплены доски с именами моряков (от адмирала до матроса), погибших во время русско-японской войны, и названиями кораблей. Возле иконостаса установили спасённое знамя Квантунского флотского экипажа, защищавшего Порт-Артур. Походные переносные церкви, как правило, представляли собой вместительные палатки с престолом, антиминсом, складным иконостасом и иконой – покровительницей части. Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. при штаб-квартире командующего Маньчжурской армией, размещавшейся в особом поезде, имелся вагон-церковь – резиденция полевого главного священника. В 1916 г. был образован Комитет по сооружению подвижных храмов на фронте, возведены плавучие церкви на Каспийском и Чёрном морях. На передовой линии фронта богослужение нередко совершалось под открытым небом. Богослужения в армии и на флоте совершались, как правило, в воскресные и праздничные дни, в так называемые высокоторжественные дни: в дни именин членов императорской семьи, в годовщины побед русского оружия и в праздники воинских частей и кораблей. Посещение богослужений являлось обязательным для всего личного состава войск православного исповедания, что подкреплялось специальными распоряжениями командиров воинских частей. Представителей духовенства с 1797 г. указами императора за особые заслуги стали награждать орденами. Военные священнослужители получали ордена св. Анны, равноапостольного князя Владимира, св. Георгия и золотые напёрсные кресты на георгиевской ленте (две последние награды вручались только за военные отличия). В 1855 г. военное духовенство получило право к орденам, пожалованным за отличия в боевой обстановке, присоединять мечи, что раньше было привилегией офицеров. В соответствии с императорским указом от 13 августа 1806 г. все представления военных священнослужителей к наградам делались через военные инстанции (духовное начальство могло лишь высказывать своё мнение). Священнослужители представлялись к наградам на общих основаниях с военнослужащими. В 1881 г. право самостоятельного награждения подведомственного духовенства скуфьей получили высшие представители военного и морского духовенства. Заслуги, за которые военный священник мог получить большинство из возможных наград, никакими нормативными актами не оговаривались (исключение составляли статуты орденов св. Владимира и св. Анны). В статуте ордена св. Анны в редакции 1833 г. предусматривалось награждение священнослужителей за «увещания и примеры для полков в сражениях», за сохранение здоровья и нравственности солдат (если «в продолжение трёх лет сряду не окажется между ними виновных в нарушении воинской дисциплины и спокойствия между жителями, а число бежавших не будет превышать в сложности одного человека из ста»). На священников военного ведомства было распространено право на пожалование орденом св. Владимира 4-й степени за выслугу 25 лет при участии в военных кампаниях и 35 лет наравне с офицерскими чинами в мирное время. Эта практика была распространена и на диаконов, если они до выслуги 35 лет в священном сане удостаивались получить орден св. Анны 3-й степени. Подвиги духовенства во время сражений отмечались наградами в тех случаях, когда священник в решительные минуты боя воодушевлял солдат, рискуя жизнью, вёл их за собой в атаку, напутствовал и причащал раненых воинов, благословлял их на поле боя с большим риском для жизни, выполнял определённую военную задачу (например, спасал знамя полка), помогал медицинской службе, выносил раненых из-под обстрела и т.п. В военное время необходимые по закону сроки для получения следующей награды (не менее трёх лет) отменялись. Наличие орденов давало право на служебное повышение, получение большего жалованья, на определение дочерей в женские учебные заведения за счёт капитала орденов. Со священнослужителя, лишённого сана, ордена снимались. Количество награждений духовенства (в том числе военного) неуклонно росло с конца XVIII в. до 1917 г. До середины XIX в. ордена, все степени которых предоставляли право на потомственное дворянское достоинство, были редкой наградой для священника. После того как орден св. Анны 2-й и 3-й степени перестал приносить названное преимущество, награждения им стали практиковаться более широко. Например, в русско-японскую войну отдельные священнослужители были удостоены ордена св. Анны 2-й и 3-й степени и св. Владимира 4-й степени. Более редкими наградами для военных священнослужителей оставались орден св. Георгия и золотой напёрсный крест на георгиевской ленте.

 



 
PR-CY.ru