ВОДА СВЯТАЯ - Страница 2

Обязательным элементом водоосвящения является осенение воды крестным знамением, которое совершается или крестом, или большой пасхальной свечой (пасхалом). Во-вторых, благословение воды в определённые праздники и в дни памяти некоторых святых. Традиция благословлять воду на Пасху вызвана древним обычаем крестить в Навечерие Пасхи. Однако в период Средневековья в латинском обряде закрепилась традиция проведения водоосвящения в другие праздники, в первую очередь, в праздник Крещения Господня и в день святой Агаты (5 февраля). В праздник Богоявления (6 января) в храмах освящают воду, мел и ладан. В византийском обряде особенно торжественное водоосвящение совершается в праздник Крещения. В-третьих, благословение воды в ходе воскресной литургии. Водоосвящение с последующим окроплением прихожан проходит в ходе начальных обрядов воскресной мессы. Затем освящённая вода хранится в специальных чашах на входе в храм. Прихожане при входе в храм и выходе из него обмакивают руку в освящённую воду и совершают крестное знамение. Появление этих чаш, напоминающих «медное море» Соломонова храма, в церквах Запада относится к IV в. Наконец, благословение воды совершается для освящения церкви, алтаря, жилищ прихожан и т.д. На Западе использование освящённой воды для благословения домов известно, по крайней мере, с VI в. При благословении воды принято добавлять в неё соль. Раньше для освящения церкви и алтаря использовалась так называемая «григориева вода» (в честь папы Григория I Великого; 590–604 гг.), в которую добавлялись соль, пепел и вино; однако в настоящее время она не применяется. Святая вода используется в таинстве крещения, которое делает человека членом церкви. Она используется также при освящении храмов и всех богослужебных предметов, при освящении жилых домов (эту традицию, по преданию, ввёл Римский папа священномученик Александр I; 105–115 гг.) и бытовых предметов. Верующих окропляют святой водой на крестных ходах и при совершении молебнов. В православии святая вода (особенно Великая агиасма) хранится верующими дома и употребляется в случае нужды: выпивается (иногда вместе с просфорой) натощак или водой окропляется жилище и предметы. В католичестве освящённая вода также используется в таинстве крещения, для окропления молящихся во время службы, при освящении храмов, жилых домов и бытовых предметов (в освящённую воду обмакивается рука при совершении крестного знамения при входе и выходе из храма). Верующие могут хранить освящённую воду дома и использовать для окропления жилища, пить её не принято. По учению церкви, водоосвящение совершается для предания воды Божьего освящения и благословения – благодати Святого Духа. Святая вода изначально использовалась в таинстве крещения, где является внешним знаком невидимой благодати, передаваемой крещаемому, а затем вода стала освящаться для предания ей целебных свойств. По учению церкви, святая вода обладает способностью исцеления больных. Например, Серафим Вырицкий (1866–1949 гг.) советовал приходившим к нему больным принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Иоанн Златоуст писал, что святая вода имеет свойство сохранять свежесть в течение длительного времени. При освящении воды допустимо использование деревянного (а не серебряного) креста. В случае «зацветания» святой воды, по церковным канонам, она должна быть вылита в непопираемое место (в проточную реку, или в лесу под дерево, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление). В народной традиции чудодейственной и магической считалась также вода, набранная из источников в особые дни: на утро после Рождества, на Васильев день (Новый год), Громницы (Сретение), в Чистый четверг или пятницу, в день Ивана Купалы. Сакральная сила воды повышалась, если при её набирании и перенесении в дом соблюдались особые условия и запреты. Первым из таких требований было хождение по воду ранним утром до восхода солнца. Высоко ценилась вода, которую удавалось набрать раньше всех, её называли непочатой. При набирании запрещалось отливать воду из ведра или зачёрпывать вторично, следовало соблюдать полное молчание при перенесении её в дом. Дома такой водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использовали для гаданий; сосуд с водой закапывали в поле, в винограднике, клали в основание строящегося дома и т.п. У мусульман существует обычай освящать воду погружением в неё плаща Магомета. Погружение совершал раз в год сам султан в Константинополе и рассылал освящённую воду важнейшим сановникам.



 
PR-CY.ru