ВОДА СВЯТАЯ

ВОДА СВЯТАЯ – в христианстве название воды, освящённой в церкви во время обряда водоосвящения (см. Водоосвящение). Глубокая древность приписывала воде творческий, божественный характер. Отсюда святость струй Ганга для индусов, Нила – для египтян, Рейна – для древних германцев, Дуная – для славян. Таинственную глубину вод поэзия выбрала обиталищем наяд и нереид, водяных и т.п. Из средства достижения внешней чистоты тела вода сделалась символом внутреннего очищения души. Священные омовения предписывались Зороастром, Магометом и Моисеем. Употребление освящённой воды в христианстве восходит ко II в. Христианство удержало символическое значение воды, получившей особое значение с установлением таинства крещения. Традиция её использования связана как с библейской историей крещения Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями («возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд» – Числ. 5:17). Обязательным требованием к святой воде в христианстве является её освящение священником или епископом. Православная церковь различает три чина освящения воды. Во-первых, великое освящение, которое совершается в Крещенский сочельник 5 (18) января накануне Крещения (Богоявления), и в сам Праздник (на следующий день 6 (19) января); при этом используется один и тот же чин. В сам день Богоявления, когда освящение воды совершается с торжественным крестным ходом к водоёму, известным под названием «хода на Иордан». В течение этих двух дней водосвятный молебен может служиться неограниченное количество раз. Вода, освящённая в чине великого освящения, называется Великая агиасма (святыня). Православная церковная традиция рассматривает Великую агиасму как своего рода утешение для отлучённых от таинства причащения. В случаях, когда на христианина накладывается епитимия и запрет на причащение, то делается указанная в канонических правилах оговорка: «Точию агиасму да пиет». Её разрешается пить только после особой молитвы и натощак. Наиболее раннее сообщение о богоявленской святой воде содержится в одной из антиохийских проповедей Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста (около 347 – 407 гг.). В русской церкви освящение воды в день праздника до XII в. не совершалось; обычай появился после распространения Иерусалимского богослужебного устава и неоднократно критиковался и отменялся, особенно в XVII в. Патриарх Никон (1652–1666 гг.) в конце 1655 г. под угрозой проклятия запретил совершать в день Крещения водосвятие (его решение было отменено в 1667 г. на Большом Московском соборе). Во-вторых, сокращённое Великое освящение, которое совершается перед таинством крещения (в воду, освящённую этим чином погружают крещаемых). В-третьих, малое освящение, которое совершается на молебнах с водосвятием в течение всего года. Водосвятные молебны совершаются в праздничные дни, определённые богослужебными указаниям. Обязательное малое освящение совершается в день Происхождения (Изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, а также и по просьбам верующих. Малое освящение воды совершается также в дни храмовых праздников и при освящении храма. В отличие от Крещенской (Богоявленской), молебную святую воду дозволяется пить с молитвой, но необязательно натощак. Чин великого освящения воды является более торжественным по сравнению с малым и включает в себя большее количество песнопений и чтений (кроме Евангелия и Апостола читаются паремии). Обязательным как для великого, так и для малого освящения является чтение священником молитвы об освящении воды и погружение в чашу с водой креста (при великом освящении оно троекратное и дополняется благословением воды рукой священника). Воде малого водосвятия также приписываются благодатные свойства. В России в день Богоявления освящение воды иногда проводится прямо на водоёмах в специально пробитых во льду прорубях, которые называют «иордань», в воспоминание Крещения Иисуса Христа в Иордане. Существует также традиция купания в этих прорубях. В западных обрядах католической церкви принят термин «благословение воды», тогда как в восточных – «освящение». Сама вода именуется, как правило, не «святой», а «освящённой». Благословение воды в католической церкви проводится в следующих случаях. Во-первых, для совершения таинства крещения, которое с первых веков христианства было неотъемлемым элементом таинства. Благословение совершается непосредственно перед совершением таинства, особенно торжественный характер оно имеет в ходе пасхального бдения, во время которого (обычно) происходит крещение взрослых катехуменов.

 



 
PR-CY.ru