ВЛАСТЬ - Страница 4

В настоящее время существуют разные классификации видов власти, которые зависят от сфер общественной жизни, от характера и содержания самой власти и т.д. Во-первых, в общей форме исследователи выделяют внутреннюю, внешнюю, «естественную» и институциональную власть. Внутренняя власть вытекает из внутренней природы объекта власти. Внешняя власть – это власть, не вытекающая из внутренней природы своего объекта. Она предполагает подчинение чужой воле, навязывание своего видения мира, своего порядка и образа жизни. Так, победившее государство вынуждает побеждённое подчиниться ему, перестроить свою жизнь в соответствии с представлениями государства-победителя. Под «естественной» властью понимается власть, которая как бы дана от природы. Например, вожди первобытных племён имели большую власть, но они её получали естественным путём, т.е. благодаря своим природным данным, своей преданности племени и т.д. Что касается институциональной власти, то она базируется на юридических законах и нормах. В зависимости от сфер общественной жизни исследователи выделяют власть экономическую, политическую, духовную, семейную, государственную и т.д. В свою очередь, экономическую власть исследователи делят на подвиды (власть в рамках предприятия, корпорации, фирмы и т.д.). Политическая власть также проявляется в различных формах (монархия, демократия, диктатура, олигархия, режим личной власти, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти и т.д.). Принято также учитывать не только различные формы власти (господство, руководство, управление, организация, контроль), но и методы (авторитет, право, насилие). Неклассические философские версии власти связаны со снятием оппозиции «правитель – подчинённый», пересмотром понимания власти как чисто идеологического, подконтрольного разуму феномена и рассматриванием её в более широких философских контекстах. Каждый способ производства порождает свой тип общественной власти. В первобытном обществе господствовал такой тип власти (вожди, собрание рода), который наиболее адекватно соответствовал низкому уровню производительных сил и производственных отношений. Но уже с переходом к классовому обществу появляется другой тип власти, выступающий в различных формах (монархия, демократия, тирания и т.д.). Формы его проявления зависят от конкретно-исторических условий. Так, в Афинах в эпоху Перикла (около 494 – 429 гг. до н.э.) функционировала развитая рабовладельческая демократия, в античном Риме республиканская форма правления была заменена диктатурой. Для феодализма типична монархия. Что касается капиталистического способа производства, то типичной формой власти для него является республика, хотя в определённых исторических обстоятельствах появляются диктаторские режимы. Но и они рано или поздно уступают место республиканской форме правления. С первым наброском рассмотрения власти в более широких философских контекстах выступил Фридрих Ницше (1844–1900 гг.). В его философии рассмотрение власти переносится в область онтологии (учение о бытии). Власть отрывается от её агентов и субстантивируется («Воля к власти»). Ницше дезавуировал деятеля-субъекта как «присочинённого» к волевому акту. Безличная сила «воли к власти» лежит, по его мнению, в основании существования: познание мира, будучи «волей к истине», оказывается формой проявления иррационального полифункционала «воли к власти». Многообразие исторических явлений, сама история философии и знания рассматриваются им как формы проявления власти, априорные и внешние по отношению к агентам; мир мыслится как столкновение воль, борьба за власть. Интерпретация идей Истины и Разума как форм и проявления власти становятся одними из ключевых в философии второй половины XX в. В работе Теодора Адорно (1903–1969 гг.) и Макса Хоркхаймера (1895–1973 гг.) «Диалектика Просвещения» европейская рациональность осмысляется как репрессивная форма власти, реализующаяся в господстве над природой и приводящая к подавлению внутренней природы человека.

 



 
PR-CY.ru